Иллюстрации казахских нарядов XV-ХIХ веков в книгах и рекламных изображениях не соответствуют действительным данным, историческим фактам и нуждаются в серьезных исследованиях.
Об этом заявила кандидат исторических наук Казахстана Ирина Ерофеева. По ее мнению, из-за таких коллизий нынешнее поколение не имеет верного представления об одеяниях наших предков, сообщает Almaty.tv.
"В некоторых учебных пособиях по истории Казахстана приводится такой факт: когда простой кочевник встречал в степи хана или султана, он сходил с коня, становился на правое колено и делал поклон. А как же простой кочевник из толпы людей, повстречавшихся ему на пути, узнавал чингизида? Так вот, в XVIII и начале XIX века исключительным, можно сказать, монопольным знаковым символом казахской правящей знати был мех черно-бурой лисицы, которым оторачивались их конусообразные шапки белого или красного цвета", - рассказала Ирина Ерофеева.
Также историк отмечает, что те виды казахских национальных костюмов, которые могут встретиться сейчас в магазинах, - это результат влияния театральных костюмеров. Они специально для своих зрителей укрупняют размеры орнаментов, уверяет Ерофеева. С этим полностью согласна доцент кафедры сценографии и дизайна одежды КазНАИ им. Т. Жургенова, историк моды Айгуль Ибраева.
"Сегодня успешные коллекции казахстанских дизайнеров пользуются популярностью у отечественного потребителя и появляются на мировых подиумах. Однако вряд ли кто-то может их принять за национальный костюм, и мало кого смущают гигантские казахские узоры в некоторых коллекциях или минималистский шик "казахских" платьев от других авторов. Нужно понимать, что такой костюм – это объект дизайна, несущий в себе национальный колорит. И рассматривать имеющуюся на сегодня у некоторых модельеров такую одежду с точки зрения достоверности и неукоснительного следования традициям по меньшей мере странно", - считает Ибраева.
По ее словам, создателям нарядов не стоит забывать о том, что национальный костюм является частью культурного наследия народа и активным, наиболее доступным элементом визуального имиджа страны наряду с государственной символикой и национальной валютой. Костюм - "визитная карточка" страны.
На этот счет известный казахстанский дизайнер Ая Бапани имеет свое мнение.
"Нынешние казахские наряды, скорее всего, не соответствуют историческим нарядам. Если дизайнер создает точные исторические костюмы, то его уже не назовешь дизайнером, так как каждый интерпретирует по-своему и вряд ли копается в истории, прежде чем шить казахский наряд. Наши рынки сейчас заполнены нарядами для узату-той, и шапаны для подарков - все в коммерческих целях. В основном, как я замечаю, это делают оралманы, и для извлечения выгоды используются безвкусные узоры в самых разных местах одежды", - отметила женщина.
Ая Бапани согласна со многими фактами, приведенными Ириной Ерофеевой, но все же считает, что дизайнер должен воплощать в работе свое творческое видение, и он имеет право вдохновляться любым элементом из народного искусства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus