4 декабря Национальное собрание Армении ратифицировало договор о присоединении республики к Евразийскому экономическому союзу. За принятие решения выступило 103 депутата, против - семеро из партии "Наследие" прошлогоднего бунтаря Раффи Ованнисяна, один парламентарий воздержался. Таким образом, наиболее сложный национальный этап присоединения Армении к ЕАЭС можно считать завершенным. Тем временем Киргизия, начавшая процесс евразийской интеграции раньше Армении, продолжает реализовывать положения "дорожной карты" по присоединению к Союзу.
Успеть запрыгнуть в уходящий поезд интеграции
Задержки с вхождением Киргизии в Союз вызваны объективной слабостью государственного аппарата, низкой компетентностью парламентариев и гораздо меньшим уровнем суверенитета Киргизии.
И, тем не менее, процесс продвигается, однако успеет ли Жогорку Кенеш принять все необходимые документы до заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, намеченного на 23-е декабря, - вопрос открытый.
Именно об этом заседании говорят, как о последней возможности Киргизии запрыгнуть на уходящий поезд интеграции в этом году.
С самим текстом дорожной карты можно ознакомиться, нас же интересует суть изменений, которые должны быть внесены в законодательство Киргизии, вероятность принятия всех необходимых нормативно-правовых актов и прогресс республики в этом деле.
Первоочередные реформы
Основной массив изменений в законодательстве затрагивает:
1. Унификацию национального законодательства в сфере таможенного дела с союзными актами.
2. Делимитацию и демаркацию границ Киргизии с соседями, в первую очередь с Таджикистаном и Китаем. Без создания надежного внешнего периметра пресечение контрабанды, наркотрафика и нелегальной миграции не представляется возможным.
3. Модернизацию пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры до общесоюзных стандартов, в первую очередь на китайском направлении.
4. Согласование единых ввозных ставок Киргизии с ВТО и денонсацию торговых соглашений, противоречащих требованиям Таможенного союза.
5. Гармонизацию торгового, ветеринарно-санитарного законодательства и приведение к общему знаменателю права интеллектуальной собственности.
Ответственным за проработку изменений в нормативно-правовые акты является Минфин республики, тогда как вопросы по границам курируют МИД в части делимитации и Государственная пограничная служба Киргизии в деле приведения пунктов пропуска в надлежащее состояние.
Прогресс идет, но медленно
До присоединения республики к Союзу нужно принять 16 документов, вносящих изменения в 21 закон республики, после потребуется внести изменения в 13 законов.
Документы первой волны поданы в парламент и уже приняты во втором чтении. Допринимать их планируется пакетом и без обсуждений, для чего необходимо будет сломить сопротивление национальных элит, дабы исключить акты саботажа. Примечательно, что крайний срок по принятию законопроектов - 10 декабря. Что будет, если сроки сорвут (а так, скорее всего, и будет), - неизвестно.
Затянулось решение вопроса с государственной границей и принятием законопроекта "О государственной границе КР". Он в начале декабря был вообще отозван из Жогорку Кенеша и отправлен на доработку. Примечательно, что наведение порядка на границах противоречит интересам контрабандистов и торговцев республики, потому еще одна задача правительства - сломить их сопротивление.
Процесс демаркации киргизско-таджикской границы решено ускорить, однако до его окончания пока еще далеко: из 970 километров общей границы описано чуть больше половины. Пока же именно вопрос границ республики является ключевым тормозом в деле евразийской интеграции Киргизии.
Принимается ряд мер по борьбе с растущим экстремизмом, в частности запланировано проведение переаттестации имамов, а правоохранительные органы республики усиливаются как Россией, так и Китаем.
Президентом России одобрена ратификация соглашения с Киргизией о создании Киргизско-Российского фонда развития, что позволит начать процесс изменения экономической модели республики.
Между Сциллой и Харибдой
Ключевым тормозом в деле интеграции Киргизии является местный парламент как сборище представителей национальной олигархии. Часть депутатского корпуса повязана различными проамериканскими НКО или же обзавелись бизнесом, завязанным на угасающую торговлю или реэкспорт товаров из Китая.
Потому скорость интеграции республики в ЕАЭС будет зависеть от способности правительства и президента сломить сопротивление киргизского политического класса. Впрочем, по особо рьяным парламентариям уже работают компетентные органы, а с Объединенными Арабскими Эмиратами, где любят прятаться и проводить свои встречи киргизские оппозиционеры, подписан ряд соглашений, в том числе по выдаче преступников и содействию в расследовании уголовных дел.
Куда сложнее ситуация с принятием аналога российского закона об НКО, который уже больше года находится на рассмотрении в парламенте. До тех пор, пока он не будет принят, а НКО не встанут под государственный контроль и надзор, будет сохраняться угроза проведения в республике очередной цветной революции.
Решать данные проблемы нужно одновременно, быстро и максимально эффективно, в противном случае республика может быть погребена под грузом внутренних проблем, усугубленных некомпетентностью государственных мужей и поддержкой из американского посольства в Бишкеке.
Таким образом, Киргизии предстоит пройти между Сциллой и Харибдой: проволочки с интеграцией в Евразийский союз рискуют взорвать республику изнутри, а присоединение может привести к очередной цветной революции. Впрочем, единственное, что позволит Киргизии выжить в текущих границах, так это интеграция в Евразийский союз, иначе республике грозит кровавый распад.
Правила комментирования
comments powered by Disqus