Кыргызстан считается светским демократическим государством, где религия не вмешивается в государственное управление. Тем не менее в политических, общественных вопросах сильно влияние религиозных представителей. В последнее время наши соотечественники, вспоенные исламской идеологией, едут в Сирию без страха смерти, с оружием в руках воюют на полях сражения, говоря: «Защищаем мусульман». Разумеется, у нас вызывает сожаление, что они погибают, защищая не кыргызский народ, а какие-то другие народы. Обращение к этому религиозному вопросу продиктовано проблемой данного момента. На прошлой неделе организацией «В поисках общих интересов» совместно с участием экспертов и журналистов проведено медиакафе под названием «Экстремизм и радикализм в Кыргызстане». Мы побеседовали с экспертом в религии Кадыром Маликовым об общем религиозном положении в Кыргызстане и уехавших в Сирию соотечественников.
- В Кыргызстане религиозная обстановка сложилась не на одном уровне, говорят об увеличении числа избыточно исламизированных людей. Какую оценку вы дадите нашему положению в данном направлении?
- У нас религиозная обстановка лучше по сравнению с соседними государствами. В Кыргызстане некоторые преданные религии люди не должны наносить вреда законам, традициям кыргызского народа и обществу. В каждом регионе, государстве разные природные условия. Поэтому одежду, носимую при 40 градусной жаре в Пакистане или Аравии, неправильно привносить к нам, это не соответствует нашим 20-30 градусным холодам, традиции, природе. Это подчеркнул и наш глава государства. Некоторые говорят: «Не носить их одежду, тогда носить короткую сетчатую одежду?» У нас не короткая, продуваемая одежда, а есть своя традиционная кыргызская красивая одежда. Но главы государства и влиятельные люди должны высказываться осторожно, говоря о религии. Ведь в Кыргызстане практически все мусульмане, в их числе есть люди, готовые отдать душу за ислам. Некоторые запрещенные в России и Казахстане религиозные течения разрешены в Кыргызстане. Неспроста в других государствах запретили те религиозные течения, наверняка от них в определенной мере есть вред обществу.
В Казахстане, России и у нас политическое, общественное положение различное, в этой связи мы проводим религиозную политику в соответствии со своим положением. Но вышеупомянутые мной государства запретами не смогли решить свои вопросы. Напротив, у них увеличились религиозные течения, осуществляющие теневую политику, демонстрирующие даже радикальное сопротивление государству. Поэтому против религиозных течений нужно выдвигать не силу, а идеологию, говоря иначе, мы должны разработать соперничающую с ними идеологию. У нас религия должна преследовать интересы общества, государства и всего кыргызского народа. Но, к сожалению, из-за обилия в нашем обществе мельтешащих религиозных, партийных разделений, у нас тяжело внедрить религиозную идеологию, как я выше сказал, работающую на интересы всего народа. С одной стороны посмотришь, мы как молодое государство напоминаем ребенка, родившегося, только-только вставшего на ноги и ковыляющего. Наше религиозное положение тоже такое. В Советском Союзе 70 лет подавляли религию, будто заперли в темноте, а потом трудно сразу вывести качественных, развитых представителей религии. Самое основное, что нужно сказать – пока для Кыргызстана нет другой подходящей благоприятной идеологии кроме ислама.
- Какие могут произойти изменения в нашей внешней политике после вступления в Таможенный союз? Чего можем ждать от рабочего визита нашего главы государства в арабские государства?
- Мы знаем только предположительно, что нам даст, что заберет Таможенный союз, в который мы скоро вступаем. Впереди стоят вопросы: Каким будет положение с поступающими извне товарами, если повысятся таможенные пошлины после становления членом Таможенного союза, а также сохранение стабильности в предстоящих выборах. Подобных проблем много. Думаю, поэтому наш президент поехал в арабские государства, провел переговоры о привлечении инвестиций, об экономическом сотрудничестве. Народ начал задумываться, кто будет следующим президентом, наряду с этим внешние силы проводят наблюдения, желая прихода желательного для себя человека, с которым можно сотрудничать.
Например, Москва уже сейчас заботится о том, чтобы к руководству в Кыргызстане пришел и управлял удобный подходящий для нее человек. После вступления в Таможенный союз не прекратится определенная финансовая помощь из Евросоюза или стран Запада. Они не могут разорвать отношения с Кыргызстаном. Поскольку политический и экономический вес стран-членов Таможенного союза различный, нам правильней подумать, какой будет наша доля. Если есть какие-то силы, противящиеся вступлению Кыргызстана в Таможенный союз, то они вполне могут сделать молодежь оружием, вывести ее противовесом и организовать беспорядки. В принципе от нашего сближения с арабскими странами и создания отношений с ними есть и полезные и вредные стороны. Если хотим привлечь инвестиции, то должны быть друзьями с ними. Но они не дадут просто так инвестиций Кыргызстану, собирающемуся вступать в Таможенный союз, будут определенные интересы, требования. У арабских государств имеются собственные специальные проекты (например, ваххабизм), они ни для кого не пожалеют денег для их реализации. Желая привлечь инвестиции и поднять экономику мы должны проводить очень аккуратную политику, чтоб не столкнуться с идеологическим кризисом.
- Некоторые с опаской говорят, что у нас больше строится мечетей, чем школ или больниц. Целесообразно ли бояться строительства множества мечетей, медресе?
- Нам не следует опасаться многочисленности мечетей и медресе, но правильней строить их качественными и современными. Например, будет хорошо строить одну мечеть вместе со спортивной площадкой, столовой. Ислам призывает строить не одни лишь мечети, но и научные заведения, потому что человек наряду с религиозным образованием должен быть научно образованным. В исламе требуется строить мосты, дороги. Требуется знать алгебру, физику, химию. Еще один вопрос, наши женщины остались без мест для чтения намаза. Им тоже надо предоставить внутри мечети отдельное место.
- Какой путь можете предложить для удержания наших соотечественников от отъезда в Сирию? И вообще, что это за организация «Исламское государство»?
- Данная организация это специальный проект, организованный определенными силами, желающими посеять хаос в мире. Воспринимаю их как врагов ислама. Они организовали такие исламские организации с целью дискредитации политической системы ислама, дали в руки оружие, заставляют убивать невинных людей. Некоторые террористы, бородатые люди разъясняют шариат не как веру, совесть, уважение к другим людям, а как обезглавливание, пытки, устрашения. Эти люди сотрудничают с врагами ислама. Сейчас нет чисто исламского государства. Поэтому мы, кыргызы не должны надеяться перенять за образец ислама какое-то общество (например, у арабов или пакистанцев). Мы создадим свою систему ислама, благоприятную для своего народа, природе и всему обществу, способную развивать далее кыргызский народ. Поэтому руководящие государством люди должны приходить не с базаров, а быть научно образованными, умными учителями.
Ну, а уезжающих в Сирию соотечественников мы не сможем удержать силой, потому что они уезжают силой идеи. Может быть, есть некоторые уезжающие соблазненные кое-какими деньгами. Подавляющая часть - преданные идеологии ислама люди. Наше государство, мы можем удержать их, только оказав идейное сопротивление. А если государство воспользуется силой, то вызовет появление радикальных сил, в итоге может произойти большой конфликт. Сейчас в обществе изменилось сознание, с применением силы не сможешь решить ни один вопрос, наоборот, обостришь его. Подытоживая, скажу: если мы хотим сохранить единство общества, государства, чтобы наши граждане не пошли следом за какой-то внешней идеологией, то должны внедрять свою идеологию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus