90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

"Gezitter": Не приведет ли к национальной трагедии паразитизм у кыргызов?

18.03.2013 22:38

Общество

 

Патологическое безразличие

Со времени получения независимости наша экономика не выходит из кризиса. Если в некоторые годы она продвигается на шаг вперед, то после революций откатывается назад на два-три шага. С учетом наших граждан, ставших мигрантами и работающих главным образом на сезонных работах за границей, больше половины трудоспособного населения безработные. Но повседневная жизнь худо-бедно идет, как говорится, «упитанных молдо много там, где много смертей и несчастий», и только у 5-6% народа жизнь проходит отлично. У 20-25% средне, а остальные выживают, лишь бы не умереть. Правительства у нас сменяются быстро, как картинки в калейдоскопе. Каждое новое приходящее говорит о должной прийти извне помощи, обещает улучшить положение, они говорят и изображают видимость, словно жизнь улучшится, пока посмотришь туда-сюда. Однако кроме тех, кто и раньше жил зажиточно, а также обзавелся трофеями в беспорядках, у всех других не заметно, чтобы жизненная телега пошла резвей. Говоря по правде, большинство народа давно потеряло надежду на улучшение положения, довольствуется тем, что день прошел, и слава Богу, а на все остальное смотрит равнодушно. Люди из власти пусть не всегда, но время от времени выходят на места, еще раз осматривают на полдороге объекты, ранее осмотренные 3-мя президентами и 20-ю главами правительства, встречаются с народом, обещают: «Бог даст, исправится положение». Но у встречающих не видно особого доверия к ним и хорошего настроя. «Ваша обязанность - рассказывать о том, чего нет, как о существующем. Наша обязанность - не обижать вас, создавать видимость доверия к вам, слушать, а на остальное воля Бога. По грамотности мы, может быть, уступаем вам, но и мы не законченные дураки, чтобы верить вашим словам. Подобную болтовню говорили все приходящие 15 лет, но обещания улучшить не сбываются и исчезают. Вместо этого лучше найдите какую-нибудь отговорку, проведите выборы, мы бы отремонтировали хотя бы один мост, и ребята наши побегали бы за разных, заработали копейку. Сейчас денежные не показываются, а так они бы сами согнулись и прибежали»,- так смиренно стоят люди. Ну, а идущие на встречи власти говорят: «Мы встретились, поговорили с народом, рассказали о будущем, планах, закончили одно мероприятие, исправили в лучшую сторону настрой народа», и сыто отрыгивают, сидя за «чай-паем» акимов. Такое «вежливое» безразличие между властью и народом началось 15 лет назад, а сейчас воцарилось окончательно. Вот почему более-менее сильные, осмелившиеся выйти дальше двора люди, потерявшие надежду на улучшение экономики Кыргызстана, уходят потоками из страны в качестве трудовых мигрантов. А здесь остаются, в принципе, говоруны с умом уличной политики, паразитирующие, пишущие бумаги, пенсионеры, считающие каждый прожитый день как большое достижение. Иначе… Не верите, возьмите социальную отрасль. В образовании, здравоохранении, культуре и других учреждениях остались пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Какое оно - будущее страны, опирающейся на одних пенсионеров?

То, чего нет в другом народе

Не знаю, как назвать такое, но у кыргызов есть одно явление, которое встречается изредка у других народов, а у некоторых его нет. У нас многодетные семьи с малыми детьми, в которых работает кто-то один или вовсе не работает, выживают кое-как даже на очень маленькую пенсию дедушки или бабушки. У нас есть факты, когда какая-то худенькая девчушка или паренек из отдаленного айыла работат в Бишкеке или за границей строителем, дворником и кормит, содержит всех братьев и сестер вместе с родителями. Или молодые, здоровые муж с женой не работают, даже не смотрят хорошо за землей, полученной в долю, с тремя-четырьмя детьми сидят на родительскую пенсию, и таких много. Почему-то у нас не считается зазорным жить за счет 30-40-летних детей или родителей, или же эксплуатировать своих детей как рабов, как бы говоря: «Они передо мной в пожизненном долгу». К примеру, в развитых западных странах, как Нидерланды, дети, достигнув 16-17 летнего возраста, сами себя содержат, учатся или работают, у них нет такого, чтобы сидеть на шее родителей. И родители вовсе не вмешиваются в заработки детей. Такое обстоятельство считается закономерностью, несмотря на то, богаты или бедны родители. К сожалению, только у нас дети окончательно сидят на шее родителей или же некоторые родители смотрят на своих детей как на пожизненных рабов. Бесспорно, такое явление оказывало благотворное влияние в те старые голодные времена для спасения семьи от вымирания, от голода и нищеты. Но ведь в сегодняшних рыночных отношениях это превращается в простое паразитирование!

В подтверждение этому найдутся не десятки, а сотни фактов. Но стоит открыто сказать об одном подобном факте, как тут же столкнемся с бедой. На следующий день после публикации на нас подадут в суд: «Вмешался в нашу частную жизнь, нанес ущерб чести и достоинству». Поэтому я посчитал правильным рассказать об этих фактах с использованием лишь инициалов.

Паразитизм родителей, братьев, сестер

В одном из отдаленных айылов области на юге есть один человек Н. за 40 лет, верующий. На каждом шагу он говорит «иншаалла» (если будет угодно Богу), до сего дня нигде постоянно не работает. Он зарабатывает то таксистом, то мастером, а иногда, пытаясь «сделать бизнес», спускает все собранное и уходит. Его вместе с женой, 5-ю детьми содержат родители на свою пенсию. Родители уже устали говорить ему: «Не мучай нас, отделись с семьей и веди свое хозяйство». Но у него нет намерения не то чтобы вести хозяйство, а вовремя посадить на огороде картошку, как это делают другие люди. Он ходит спокойно, приговаривая: «Бог дает детей вместе с их благом». Все его долги по «бизнесу» оплачивают родители. Да видно и у Бога нет намерения, одарить его благом в ближайшее время. И как нам назвать это, если не детским паразитизмом? Такие факты есть в айылах.

Теперь о паразитизме родителей и братьев с сестрами. В Бишкеке работает швеей молодая разведенная женщина. Сначала она сильно мучилась, желая научиться профессии швеи. Оставалась ночью в цехе, работала до красноты в опухших глазах, а потом набралась опыта, стала работать. Потом на ее шею села мать, толком нигде не работающие братья. Каждый месяц она оставляет себе немного денег на повседневные потребности, остальное все отправляет в айыл матери. Та, получив деньги, сразу бежит на базар, оставшиеся деньги за два-три дня пропивает старший брат. Они не дают ей покоя, звонят по телефону: «Хоть в долг, но пришли денег, да и срок кредита подошел». Если бы та молодая женщина заработанные деньги никому не отдавала и собирала, то уже купила бы себе дом или участок, успела бы залить фундамент. Но она переселяется с одной съемной квартиры на другую, работает, не зная перерыва, а заработанное уходит на бездельников, пропойц в айыле. И хоть бы те на присланные деньги отремонтировали дом, подворье.

Еще один пример. Молодая женщина М., разведенная с мужем-аксыйцем, 10 лет назад уехала в Россию. Мы не знаем, на какой работе она работала, но она бесперебойно отправляет домой заработанные деньги. На ее деньги отец купил машину, бросил прежнюю работу водителя, увлекается уличной политикой, везде ругает правительство, ее брат женился, купил в Оше квартиру. Знающие ту молодую женщину рассказывают: «Если бы я тоже собирала заработанное как другие люди, купила бы себе где-нибудь дом. Папа и мама не знают других слов кроме «пришли (денег)». Почему они не думают о моей судьбе?» - говорят, так она плачет. Мы не можем назвать это ничем иным как эгоистичным паразитизмом родителей. Наверняка большинство читателей знает о подобных фактах.

Конечно, должна быть взаимопомощь членов семьи, братьев. Но это не должно превращаться в односторонний окончательный паразитизм, когда одна сторона живет за счет второй стороны, как приведено выше в примерах.

Как это назвать, если не национальной трагедией?

Сейчас экономическое положение тяжелое, мы говорим, большинство народа безработное. Но почему тогда десятки тысяч га поливной земли, дававшей обильный урожай в советские времена, а в некоторых местах частные земельные угодья заросли камышом и колючкой? К примеру, за 20 лет в обширном Чуе площадь солончаковых, заросших камышом, ставших непригодными земель превысила 120 тысяч га? Когда приходилось по-настоящему трудно, народ всегда приступал к обработке земли, вгрызаясь в нее? Почему так не происходит, и вместо расширения, добавления новых земель остаются без присмотра плодородные земли?

Ответ прост. Потому что существенная часть народа снизу доверху привыкла к паразитическому образу жизни за чей-то счет: завтра будь что будет, лишь бы сегодня день прошел. К сожалению, такое явление превращается в одну из наших национальных трагедий наравне с пьянством и наркоманией, сплошь опутавшей коррупцией и проституцией…

Источник: gezitter.org

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

18.03.2013 22:38

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Каныбек Осмоналиевич Осмоналиев

Осмоналиев Каныбек Осмоналиевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$3,7 млрд

- объем товарооборота между Россией и Узбекистаном в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30