22 ноября организация Исламское государство (ранее известная как Исламское государство Ирака и Леванта — ИГИЛ) опубликовала пятый выпуск своего интернет-журнала «Dabiq 5», в котором на последней странице была размещена фотография с детьми в военной форме. В тот же день информационное крыло Исламского государства «аль-Хаят», на своем сайте обнародовало видео под названием «Гонка к добру», которое затем было загружено и распространено британским таблоидом «Daily Mail». В этом видео были показаны те же самые дети из «Dabiq 5», фото которых было размещено на последней странице, Абдулла был в группе, состоящей из более десяти казахских мальчиков, которые получали знания в области военного дела, изучали арабский язык и ислам в Сирии.
В видео Абдулла говорит, «О кафиры (неверные), Иншалла (С божьей помощью) мы Вас убьем» и назвал главу Исламского государства Абу Бакра аль-Багдади своим лидером. Затем в видео в классе казахских мальчиков появился человек, казах по национальности, который начал осуждать то, как «неверные отравили умы» мусульман своей поэзией. В другом эпизоде было показано более 30 людей, которые, по-видимому, были также из числа казахов, совершавшие пробежку по пустыне, а в титрах было написано: «Бог проверяет Вас».
Появившееся в ноябре 2014 года виде не стало первым, в котором были показаны казахские дети, воюющие в Сирии, но оно также не первое видео, в котором на первом плане были показаны дети из Центральной Азии, находящиеся среди джихадистов. В июле 2013 года в сети появилось видео под названием «Письма с эпического поля битвы», в котором было показано около 150 казахов, включая их жен и детей. В видео говорилось об их комфортной жизни в сообществе, которое по сообщениям, находится под Алеппо. Другие центрально-азиатские боевики, такие как уйгурская Исламская партия Туркестана (ИПТ) и Исламское Движение Узбекистана (ИДУ), также публиковали в сети видео с солдатами детьми, а последнее виде ИПТ было опубликовано 12 декабря 2014 года. Лидер ИДУ Усман Гази, также заявил о своей преданности Исламскому государству.
Ни один из казахов из видео, которое появилось в июле 2013 года, не появился вновь в видео, которое появилось в Интернете в ноябре 2014 года. Это говорит о том, что в видеозаписи, которая была сделана в ноябре 2014 года, было показано отдельное сообщество казахов или, что многие мужчины, которые были показаны в июльском видео, уже умерли в бою. Целых 80% казахов, которые отправились на войну в Сирию, были уже убиты, согласно недавней оценке Комитета Казахстана по Религиозным Делам (ККРД). Поэтому, есть возможность, что Абдулла и другие мальчики, которые были показаны в видео – это сироты, которые будут расти под опекой Исламского государства.
Видео, появившееся в июле 2013 года и в ноябре 2014 года, отличаются от видео, опубликованных несколькими годами ранее группой «Джунд аль-Хилафа», которая является казахской джихадистской группой, базировавшаяся в Пакистане с 2011 по 2013 гг.. «Джунд аль-Хилафа» заявила, что она борется против правительства Казахстана. Примечательно, что в своих заявлениях, группа назвала лидеров страны тиранами, а ее светскую систему «антимусульманской»; что она сосредоточила свое внимание на «заискивании» Казахстана к российским интересам; и она подвергло критике насильственный разгон властями Казахстана рабочих, которые вышли на акцию протеста в Жанаозене в декабре 2011 года. С другой стороны, казахские боевики, показанные в июле 2013 года и ноябре 2014 года на видео Исламского государства, по всей вероятности, проявляют меньший интерес к своей родной стране, чем «Джунд аль-Хилафа».
Различия в риторике, скорее всего, связаны с тем, что «Джунд аль-Хилафа» намерена быть «освободительным» движением в Казахстане, несмотря на всю тщетность подобных стремлений. Напротив, казахи, воюющие в Сирии и Ираке, действуют под защитой Исламского государства, которое рассматривает Казахстан в качестве одной из многих территорий во всем мире, на которых мусульмане должны будут однажды установить закон шариата. Казахские боевики представляют ценность для Исламского государства по двум причинам. Во-первых, они помогают воинственной организации выставить себя в качестве настоящего глобального движения, а участие казахов скрывает тот факт, что большинство лидеров Исламского государства, опытные бойцы и новобранцы являются арабы из числа суннитов-мусульман. И, во-вторых, организация Исламское государство была создана не в контексте глобальной войны против ислама, наоборот она стала следствием отчуждения суннитов в Сирии и Ираке, двух поддерживаемых иранцами стран с алавитским правительствами (неортодоксальная ветвь Шиизма) в Дамаске и шиитским в Багдаде.
Одна причина, почему непропорциональное число казахстанских детей в Сирии и Ираке, как Абдулла, может быть сиротами, заключается в том, что казахи, которые обычно прибывают в воинственные лагеря Исламского государства с небольшим боевым опытом, используются в качестве «пушечного мяса». Некоторые уйгуры, воюющие в Кобани, например, по сообщениям, были вынуждены воевать на передовых линиях фронта Исламского государства, и были убиты при попытке отступления; в то время как неопытные американцы и азиаты из Юго-востока вскоре после входа в Сирию были отобраны для миссий террористов-смертников. Многие казахстанцы, которые отправились в Сирию, не были опытными бойцами как чеченцы или ливийские ветераны гражданской войны, а скорее были «обычными» людьми, которые были втянуты в джихад после просмотра исламских веб-сайтов или после общения с непрофессиональными имамами в нерегулируемых мечетях Казахстана или после обучения в салафитских учреждениях за границей. Однако другие казахи стремились «мигрировать» в Сирию и Ирак со своими семьями, чтобы жить в «чистом» исламском государстве и убежать от экономических и карьерных проблем в Казахстане.
Это видео с участием казахских детей не подразумевает, что происходит массовая радикализация казахского общества. Но это действительно отражает тот факт, что даже в довольно процветающей стране как Казахстан, со своей традицией и национальной идеологией толерантности, Исламское государство все еще может находить и привлекать в свои ряды новобранцев и втягивать в свою войну людей. Следовательно, Казахстан, по всей вероятности, примет серьезные меры, чтобы предотвратить то, что произошло с несколькими сотнями казахстанцев, мигрировавшими в Сирию и Ирак. В противном случае если ничего не будет сделано для борьбы с этой тенденцией, число таких людей может увеличиться до несколькх тысяч.
Таким образом, правительство может принять новую политику, включая поиск международного сотрудничества для того, чтобы воспрепятствовать распространению и легкому доступу к видео Исламского государства в Интернете. Кроме того, Астана может найти пути обеспечения более профессиональным религиозным образованием в Казахстане и осуществлять контроль того, где казахстанцы получают свое религиозное образование за границей. Правительство может также пойти на дерадикализацию и инициировать реабилитационные программы для казахстанцев, которые возвращаются на родину, включая детей.
Наконец, Астана, по всей вероятности, попытается собрать больше информации на казахстанцев, воюющих в Сирии и Ираке, чтобы спасти детей от анклавов Исламского государства, или если нет такой возможности, то начать отслеживать казахстанских боевиков, которые могут возвратиться домой с намерением осуществить нападения внутри страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus