В последнее время про беженцев в Кыргызстане немного подзабыли. Постоянные кризисы и нестабильность в государстве отодвинули в дальний угол проблемы этой категории граждан. Но, по сути, эти люди – такие же мигранты, только оказавшиеся в более тяжелой и запутанной ситуации. Волею судьбы они вынуждены проживать на территории чужой страны без паспорта и элементарной поддержки. В нашей стране, по официальным данным на декабрь 2014 года, проживает 171 человек, имеющий статус беженца. Большая часть из них - 116 человек – граждане Афганистана, а оставшиеся 55 – представители других стран. Цифра достаточно большая, если учитывать, что по соседству с нами нет военных действий.
Но, как говорится, пока гром не грянет… Вспомнили про беженцев после того, как их волна поднялась на украинско-российской границе, когда приближенные к ней области просто захватил поток спасающихся из охваченной войной страны, который докатился до отдаленного от них Кыргызстана…
Старо как мир
Проблема беженцев волнует людей уже не одно тысячелетие. Традиция предоставления убежища является столь же древней, сколь и желание спасти жизнь. А более сильные государства или личности по морально-этическим соображениям вынуждены брать на себя всю тяжесть по оказанию помощи потерявшим свой кров гражданам.
Первым документом, регулирующим их права, стала Конвенция Лиги наций о международном статусе беженцев, принятая в 1933 году после череды революций и войн, когда сотни людей оказались за пределами родины. Главной его задачей на тот момент было оказание помощи гражданам в условиях военного времени. В 1950 году появилось и само ведомство - Управление верховного комиссара по делам беженцев ООН, а 28 июля 1951 года принята и правовая основа - Конвенция о статусе беженцев.
Без бумажки ты – никто
Кыргызстан проблема беженцев затронула в конце 1990-х, когда в соседнем Таджикистане разразилась война, и многим пришлось бежать в Узбекистан и нашу республику. Сейчас к нам, как ни странно, несмотря на социальную нестабильность, тоже продолжают стекаться люди в поисках убежища. Особенно тяжелая ситуация возникает у лиц без гражданства, а как следствие, без документов. По информации ООН, их у нас на сегодня насчитывается 15 тысяч 338. Это люди-призраки, лишенные возможности реализовать свои конституционные права и получать необходимые услуги. Забытые одной страной и не принятые другой.
История одной трагедии
Алия когда-то бежала из охваченного войной Таджикистана. Спасая дочь от войны, родителям пришлось выдать ее замуж в 16 лет и отправить в чужую страну. Муж старше нее на 10 лет, тоже беженец. Только недавно они получили гражданство Кыргызстана. Это время женщина вспоминает с содроганием. Родить первых двух детей ей пришлось дома. В больнице отказались принять роженицу без документов. После этого начались проблемы и с оформлением документов сыновей, особенно при поступлении их в образовательное учреждение. Правда, предоставить место в сельской школе после долгих уговоров все же согласились. Это спасло детей от перспективы остаться без элементарного образования в XXI веке!
«Пока не было документов, я поняла одну очень простую вещь: не важно, жив ты или мертв, пока у тебя нет пары необходимых бумажек, заверенных госорганами, ты - никто. А значит, нет возможности пойти в поликлинику, устроиться даже на самую низкооплачиваемую работу. Ты - тень, и никого твоя судьба не волнует. Нам приходилось даже просить милостыню, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но и вернуться на родину, в Таджикистан, тоже было невозможно, там шла война. Сочувствия и понимания от большинства людей ждать не приходилось. У многих при виде нас в глазах были лишь презрение и злость, ведь мы приехали в страну незваными», – рассказывает Алия.
Не так страшно, как малюют
Как ни странно, но в постоянной борьбе за независимость и суверенитет граждане стали незаметно для себя отгораживаться стеной от остального мира, а в беженцах видеть не несчастных людей, нуждающихся в помощи, а лиц, представляющих угрозу их свободе и безопасности, претендующих на их место под солнцем.
«Попадая в чужую страну, человеку прежде всего необходима крыша над головой, пища и вода. Он должен для начала понять, что в безопасности. Второе, что необходимо, - это психологическая помощь, так как многие после пережитых ужасов попросту не могут восстановить нормальное течение жизни. И третье - юридическая консультация. Беженцы не будут представлять угрозы, если им сочувствовать и оказывать необходимую поддержку», - говорит независимый эксперт по вопросам беженцев Адилет Ибраев.
Однако на деле поддержка зачастую выражается в том, что человеку дают листок с перечнем документов, которые следует представить в различные госорганы для постановки на учет, в лучшем случае - ходатайства о получении статуса беженца, а затем для регистрации в ООН и службе миграции. На год ему выдается кусочек ватмана, на котором приклеена его фотография и указано, что это именно он. Так сказать замена паспорта. О предоставлении жилья и обеспечении хоть какой-то временной работой со стороны нашего государства, как это делается в более развитых странах, не идет и речи. Поэтому люди попросту остаются на улице голодать и выживать. По большей части за счет сердобольных людей.
За куском хлеба
По информации Министерства труда, миграции и молодежи, за период с января по ноябрь 2014 года зарегистрировано 140 прошений о предоставлении статуса беженца от 212 иностранных граждан, из которых удовлетворено всего 43.
В настоящее время появилась еще одна их категория – экономические беженцы. Попросту мигранты, нелегально покидающие свою страну в поисках лучшей доли и куска хлеба. Судьба их столь же печальна, что и остальных. Экономические беженцы могут быть не только внешними, но и внутренними. Большинство из них живут в ужасных условиях, работают на тяжелой и подчас вредной работе без положенных льгот и медицинских услуг, многие подвергаются насилию и становятся жертвами преступлений.
«Чтобы прокормить семью, мужчинам из сельской местности приходится уезжать за пределы родины. По сравнению с нами, в той же России платят намного больше, поэтому выгоднее работать там. Но в чужой стране мы сильно уязвимы, поэтому легко становимся жертвами преступников и националистов. Я, например, работал на стройке в Москве. Условий не было никаких, а про технику безопасности и говорить не приходилось. На все наши возмущения начальник лишь угрожал сдать нас миграционной службе и депортировать в Кыргызстан, поэтому многие вынуждены были терпеть. Бывало, что за работу просто не платили, а так как не было официальных документов, то и потребовать было невозможно. Доставалось нам и от правоохранительных органов, и от радикальных групп. Лично меня дважды избивали скинхеды и милиция. А про отношение к мигрантам местного населения и говорить не приходится», - сказал Ринат Алимов.
Всем миром
Сейчас помогают им не только консульства и госорганы, реальный вклад в поддержку вносят различные независимые юридические организации, ООН, а также общество Красного Креста и Красного Полумесяца, действующие во всех странах.
«Мы работаем с разными категориями мигрантов. Оказываем им социально-правовую помощь. Это дает возможность им хоть немного улучшить качество жизни, защитить свои права и достоинство. Также у нас существует проект «Восстановление родственных связей», который помогает найти пропавших без вести близких людей в других государствах. Работает и горячая линия 1977, где мы даем бесплатные консультации, а особо уязвимым помогаем и продуктовыми наборами», - рассказала администратор проекта «Миграция» Национального общества Красного Полумесяца Нургуль Дуйшонкулова.
Гуманитарная помощь, оказываемая таким людям, конечно, необходима. Но продуктовый набор включает в себя только самое необходимое - растительное масло, сахар, муку, макароны, и он предоставляется обычно тем, кто особенно нуждается. Голодающей семье его хватит максимум на два приема пищи.
А у них так
Беженцы и мигранты будут существовать, пока на земле происходят войны, катастрофы и социальная нестабильность. В Европе таким лицам предоставляют некоторые льготы, выплачивают пособия, обеспечивают их работой и жильем. Там человек не чувствует себя изолированным и ущербным в новом обществе, следовательно быстрее и продуктивнее себя в нем реализует.
Наша законодательная база подобных благ, к сожалению, не предусматривает. И если вдруг к нам хлынет поток беженцев, мы просто не будем готовы их принять. Поэтому пока гром не грянул, необходимо продумать не только программу помощи, но и конкретный механизм ее оказания.
Правила комментирования
comments powered by Disqus