Во все времена люди попадали в ситуации, когда не могли обойтись без посторонней помощи. И всегда находились те, кто эту помощь оказывал. Называли их по-разному: сочувствующие, сердобольные, альтруисты, тимуровцы, волонтеры. Последних во всем мире насчитываются миллионы. Они могут действовать частным образом, руководствуясь своим душевным порывом, но иногда и от имени какой-либо благотворительной общественной организации.
Первые шаги
На Западе волонтерство является чуть ли не частью государственного воспитания молодежи. В Кыргызстане это движение находится практически в зачаточном состоянии. Однако постепенно это движение и у нас начинает завоевывать популярность и постепенно внедряться в общество.
«Сейчас молодые люди - студенты, школьники - стали с большим желанием принимать участие в различных благотворительных акциях. На данный момент у нас в Национальном обществе Красного Полумесяца их число составляет 1,5 тысячи человек, а по всему миру в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - более 17 миллионов. Задействованы они во всех трех направлениях: здравоохранении, соцпроектах и помощи в ликвидации различных чрезвычайных ситуаций. Если раньше при слове «волонтерство» возникал образ молодого человека, то сейчас эти стереотипы начинают серьезно меняться. К нам стали чаще приходить достаточно зрелые люди, порой достигшие значительного социального статуса», - рассказала координатор НОКП Гульнура Ибраева.
Лучшее – детям
Основная часть поддержки направлена в детские дома, интернаты и приюты. Конечно, наиболее уязвимыми, по мнению самих волонтеров, являются именно несовершеннолетние.
«С детьми работать приятнее, но тяжелее. Несмотря на трудности и проблемы со здоровьем, они никогда не унывают и сохраняют блеск в глазах. При общении с ними сам воодушевляешься, появляется жизненный стимул. Никогда не забуду, как мы приехали в один из интернатов. Я вручал подарок маленькому воспитаннику, страдающему детским церебральным параличом. Он взял меня за руку и с искренней радостью сказал: «А меня скоро отсюда заберут. Мама выйдет из тюрьмы и обязательно придет за мной». На вид мальчику было примерно 6-7 лет, искалеченный тяжелой болезнью, без возможности когда-нибудь встать на ноги, но он с таким энтузиазмом рассказывал про эту встречу, что психологически даже мне, взрослому человеку, было тяжело слушать его исповедь, и, к сожалению, таких ребят в Кыргызстане тысячи», - говорит волонтер Таалайбек Илибаев.
Ни вреда, ни пользы
Многие эксперты благотворительных организаций сошлись во мнении, что из-за отсутствия информационного освещения система добровольной помощи в стране развивается очень медленно. Люди просто не знают, куда и к кому обращаться. У них есть желание, но нет возможности. Поэтому так необходимо создание определенной государственной базы и идеологии, которая вывела бы это движение в образовательный сектор. Не налажена в настоящий момент даже работа по созданию социальных роликов для вовлечения в эту деятельность всех заинтересованных граждан.
«Я знаю немало школьников и студентов, которые все свободное время с увлечением занимаются этой бескорыстной работой, что очень меня радует. В этом я вижу их стремление выразить свою гражданскую позицию и помочь своей стране», - подчеркнул Таалайбек Илибаев.
С этим мнением согласился и министр социального развития Кудайберген Базарбаев.
«Полностью согласен с необходимостью создания целенаправленного волонтерского движения в нашей стране, думаю, это будет очень полезно. В настоящий момент нашему ведомству тоже помогают добровольцы - как кыргызстанцы, так и иностранные граждане, но не на постоянной, а на временной основе. Большинство из них – молодежь. Вовлечены они в работу с детьми-инвалидами, пожилыми одинокими людьми, участвуют и в проведении различных благотворительных акций», - сказал министр.
Со школьной скамьи
Примером для нас в этом отношении, конечно, является опыт зарубежных стран. К примеру, в Южной Корее деятельность всех добровольческих и волонтерских организаций регулируется отдельным сводом законов, регламентирующим порядок участия населения в этой деятельности. Со школьной скамьи детишек учат поступаться своими интересами ради бескорыстной помощи другим. С юных лет ученики принимают участие в небольших проектах и на себе ощущают их пользу. Там существует целая сеть центров, куда могут обратиться желающие помогать ближним. Их сотрудники предложат целый список вакансий, где вашей поддержке будут рады.
Традиции этого движения широко распространены и в Европе. Одной из таких стран, где силен дух волонтерства, является Германия. Ежегодно из нее в другие страны выезжает более 200 граждан для оказания посильной социальной помощи. Татьяна Бастрон – одна из таких добровольцев, приехавшая в Кыргызстан. В этом международном движении она участвует со школьной скамьи. Поначалу Таня просто помогала нуждающимся в церкви, но затем сделала это своей жизненной целью. В Бишкек попала по одному из проектов правительства Германии. Из предложенных вариантов выбрала работу с пожилыми людьми. По ее словам, это одно из тех редких направлений, которые не очень развиты у нее на родине, поэтому наиболее интересны.
«Я живу в Кельне, практически все мои знакомые и друзья хоть раз в жизни попробовали себя в этой роли. Для многих в результате это стало призванием. Мне 27 лет, и волонтерство дает мне возможность не только сделать что-то хорошее, но увидеть мир и познакомиться с другой культурой. Эта деятельность мне безумно нравится. Правда, программа рассчитана всего на 6 месяцев, я здесь уже примерно около трех. Проблем с жильем и питанием у меня нет, так как моя страна полностью обеспечивает всем необходимым», - говорит Татьяна Бастрон.
Чем можем - тем поможем
Сотрудничает волонтер с общественным благотворительным фондом Babushka Adoption - некоммерческой независимой благотворительной организацией, оказывающей поддержку одиноким пожилым людям в трудной жизненной ситуации. Это касается жителей Бишкека, а также Чуйской и Баткенской областей.
«Финансовая помощь пожилым – это, конечно, основа нашей деятельности. Мы находим спонсоров и затем прикрепляем их к старикам, которые состоят на учете в органах социальной защиты. Раньше мы размещали информацию о наших стариках в зарубежных СМИ и получали многочисленные отклики, по 200-300 человек в день, на оказание помощи. Вообще, организация направляет своих сотрудников и на обыкновенную бытовую работу: уборку дома, поход за продуктами и многое другое. Также мы проводим тренинги по обучению пенсионеров работе с войлоком, ленточной вышивке, вязанию, разведению особых пород кроликов и затем объединяем их по увлечениям. Хорошо развита в нашей организации и система взаимопомощи, когда пенсионеры из тех, кто помоложе, помогают совсем больным и немощным», - рассказала директор ОФ Babushka Adoption Айдай Кадырова.
Тяжелый труд
По ее словам, не каждый пришедший работать с пожилыми выдерживает всю эмоциональную нагрузку. Поэтому идет постоянная текучесть кадров. Проблемы еще и в том, что наши граждане не привыкли доверять друг другу и не всегда адекватно относятся и к предлагаемой помощи, что еще больше осложняет этот процесс. Скорее всего, это связано с нашим менталитетом и отсутствием информации о подобных фондах, поэтому у населения и возникает предвзятое отношение и чрезмерная настороженность. Но все же большинство пожилых просто не могут обойтись без помощи и ждут ее с нетерпением.
Житейские радости
Одна из них - Надежда Еременко. Женщине давно перевалило за 80, она пережила войну, поэтому тяготы современной жизни воспринимает философски. Несмотря на преклонные годы, продолжает работать дворником неподалеку от дома. Волонтеры организации очень выручают старушку и финансово, и в бытовом плане.
«В этом фонде я уже 7 лет. Его сотрудники увидели, как я подметала территорию, и предложили прийти к ним. Оказалось, что они помогают пожилым людям. С их помощью стало немного полегче жить. У меня дочь-инвалид, трудиться она не может, как и обойтись без посторонней помощи, поэтому приходится все делать мне. А девочки придут, посуду помоют, уберут – можно и отдохнуть немного. Хотя я стараюсь не унывать, с людьми общаюсь, подкармливаю птиц и бездомных животных, солнышку радуюсь», - говорит Надежда Еременко.
Есть желание – нет возможности
Конечно, трудно не признать, что волонтерское движение – вещь необходимая и нужная. Но отсутствие пропаганды, законодательной базы сводит на «нет» многие благотворительные проекты. Многие из нас так привыкли к рыночным взаимоотношениям по принципу «ты – мне, я – тебе», что просто не понимают саму теорию оказания безвозмездной помощи. Другие в ней, наоборот, нуждаются, но из-за осторожности категорически отвергают. Нет самой культуры волонтерства, нет законодательной базы, нет и моральной составляющей. Но стать цивилизованным обществом можно, лишь осознав необходимость действенного сострадания. К тому же в интересах самого правительства переложить хоть часть бремени со своих плеч на плечи неравнодушных граждан, а для этого идеология волонтерства подходит как никакая другая, нужно только ее правильно оформить и внедрить.
Правила комментирования
comments powered by Disqus