Причины нападения исламистов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo сложны и заслуживают пристального внимания и оценки. Что стало побудительным мотивом, как инцидент может сказаться на глобальном миропорядке, Kursiv.kz попросил оценить исследователя Кембриджского университета Чокана Лаумулина.
- Чокан Турарович, как Вы считаете, то оправдание, которое себе придумывают экстремисты, что журнал Charlie Hebdo публиковал карикатуры на исламских религиозных деятелей, насколько оно может служить аргументом?
- Для меня все смотрится как одна колоссальная провокация. Отдельный вопрос, кто и зачем предпринимает усилия, чтобы представить все это в русле конфликта цивилизаций по Сэмуэлю Хантингтону. Посмотрите, как надрываются глобальные СМИ. В реальности и даже, невзирая на то, кто взял ответственность за теракты, история показывает, что это может быть кто угодно. В мутной воде все спецслужбы ловят свою рыбу. В свое время в Европе роль «страшилок» выполняли леворадикалы, сегодня – исламисты. И всегда там присутствовали интересы геополитических игроков. Например, за итальянскими «Бригаде Россе» стояли и чехословацкая разведка и ЦРУ. В целом «Красные бригады» прекрасно справились с дискредитацией левого движения в Италии в 1970-е, когда страна буквально чуть не стала социалистической, настолько там были популярны коммунисты. В этой их популярности, которая присутствует и сейчас, кроется секрет чудесного восхождения к власти Сильвио Берлускони, известного своими правыми взглядами и создавшего чуть не монополию на телевидении с огромной промывкой мозгов по американскому образцу, но с итальянским шиком. Ответ на то, что скрывается за этими терактами, скорее, лежит в плоскости новой геополитической роли, которую пытаются играть Франция и Европа, чем в сфере политических карикатур и разницы взглядов на границы пресловутой свободы слова. Не удивлюсь, если Франция начнет корректировку своего курса по украинскому кризису.
- В связи с этим терактом вновь заговорили о крахе мультикультурализма и что пропасть между европейским и мусульманским миром, продолжает усиливаться. Но в той же Франции проживает около 8 млн мусульман. Получается, что все-таки мультикультурализм возможен? Или это миф и разрыв будет усиливаться? Как бы Вы оценили опасения французских общественных деятелей, писателей, таких как Мишель Уэльбек, которые говорят о том, что уже через 7-10 лет Франция и другие европейские страны могут получить президента-исламиста?
- Известно, что национальный или религиозный вопрос неразрешим в принципе. Но пока граждане не обращают на него внимания, у общества есть возможность развиваться. Двуличие мифа о мультикультурализме очевидно, но Франция и французы сделали очень много для воплощения этого принципа в жизнь. Национальный, этнический, расовый или религиозный баланс - вещь хрупкая и уязвимая для любой страны. Я думаю, роман «Покорность» Мишеля Уэльбека - это, возможно, аллегория про приход к власти «правых». Антиутопии всегда содержат скрытые смыслы. Как показало время, романы Оруэлла были про нынешние западные общества. Исламисты не представляют угрозы для системы, они маргинализированы в политическом и интеллектуальном смысле и не способны бороться за власть в европейских условиях. И самое главное, в отличие от коммунистов в послевоенных Франции, Италии или Испании, они не поддерживаются разнообразными и широкими слоями общества.
- Как бы Вы оценили недавний марш против исламизации в Германии, учитывая, что вопрос исламизации стоит ведь не только перед Европой, такие тенденции можно наблюдать и среди части казахстанского общества, как найти баланс в этих вопросах? Какие эффективные механизмы против таких террористических атак существуют? И какие уроки может извлечь Казахстан из трагедии?
- Перефразируя название нашумевшей книги Оскара Лафонтена «Сердце бьется слева», кажется, сердце Германии смещается вправо. При том, что против «Педиги» (движение против исламизации в Европе – Kursiv.kz) вышло не меньшее количество их противников, теракты в Париже настраивают общественное мнение Европы на правый лад. Теперь на очереди - Италия, третья ключевая страна сердца ЕС, в которой население более чем недовольно последними реформами и резким ухудшением уровня жизни. Конечно, нас ожидает дальнейшее и необходимое укрепление силовых органов для борьбы с экстремизмом. Но как грамотно заметил в беседе со мной один наш высокопоставленный «силовик», в столкновении с идейными вирусами в головах людей силовые органы беспомощны. Это напоминает бесполезность борьбы в советское время с битломанией, когда давление производит обратный эффект. Нужно менять общество и меняться нам самим. Для успеха нужно устранять социальную базу радикализма. Это вопрос реформационный и политико-экономический. Ну а для того, чтобы осуществлять политико-экономические реформы, нужны идеи и идеология, поддержанные массами. Как и было столетие назад с большевиками. Все упирается в два простых слова: «справедливость» и «интернационализм». Это то, чем привлекает людей политический ислам и чем пользуются проповедники, привлекая людей к радикальным формам исламизма. Люди всегда ищут и находят то, чего им не хватает в окружающей действительности, пускай даже и результат получается прямо противоположным их ожиданиям.
Правила комментирования
comments powered by Disqus