Казахи, являясь одним из наиболее успешных национальных меньшинств Китая, тем не менее, стоят перед угрозой постепенного растворения в ханьской среде. В меньшей степени это затрагивает казахов, живущих в сельской местности, в большей – тех, кто проживает в городах и желает добиться успеха наравне с обычными гражданами КНР.
Общая картина
Среди 55 официально зарегистрированных этнических меньшинств КНР казахи занимают 17 место по численности, а в Синьцзян-уйгурском автономном районе, где проживает около 95% всех казахов Китая, они – третий по численности этнос.
На момент образования Китайской Народной Республики в 1949 году, на ее территории проживало 443,7 тысяч казахов. Примечательно, что численность в районе полумиллиона человек держалась вплоть до середины 1970-х годов, после чего начался достаточно интенсивный рост. Политика по ограничению рождаемости, принятая в 1979 году, затронула казахскую общину, что называется, «по касательной». Так, по данным статистического ежегодника Синьцзяна, численность казахов в КНР выросла с 821 тысяч человек в 1978 году до 1,56 миллиона человек в 2013 году. Миллионный порог был преодолен в конце 1980-х годов и с тех пор численность казахской ирреденты растет в среднем на 20-30 тысяч человек в год.
В отношении казахского населения существуют довольно мягкие, по китайским меркам, требования в ограничении рождаемости. К примеру, городским казахам разрешается заводить двух детей, в сельской местности можно иметь до трех, а в особо удаленных районах – до четырех детей. Тем не менее, согласно прогнозу Института по изучению национальных меньшинств, процесс ассимиляции казахов в СУАР проходит быстрее, чем, скажем, среди уйгуров или монголов. В немалой степени этому способствовало принятие плана «Большого освоения Запада», направленного на модернизацию западных провинций и увеличения доли там ханьского населения.
Казахи в основной массе проживают: в Или-Казахском автономном округе (Алтайской, Илийской, Тарбагатайской областях); в Мурэ-Казахском (в Санчжи-Дунганском округе), Барколь-Казахском (в Хамийском округе) автономных уездах СУАР и в Аксай-Казахском автономном уезде провинции Ганьсу. Казахи являются титульным этносом в вышеперечисленных территориальных единицах, а также в Хайси-Тибет-Монгол-Казахском автономном округе в провинции Цинхай.
Казахов в СУАР можно разделить на две большие группы по их сферам деятельности: первая – казахи-кочевники и люди, занятые более традиционными для Китая видами сельского хозяйства. Однако, земли в Синьцзяне становятся все большей ценностью и все чаще слышно о случаях массовой скупки земель у казахов и монголов, а также об инцидентах с незаконным изъятием земель. Кроме того, в связи с развитием туризма и созданием в живописных уголках Синьцзяна туристических зон, жизненное пространство казахских кочевников с каждым годом сужается.
Во вторую группу можно отнести высокообразованную интеллигенцию, общественных деятелей и других представителей казахского этноса, проживающих, в основном, в городах и получивших высшее образование в университетах Пекина, Шанхая и других городов Китая, также Японии, что считается особенно престижным среди местного населения.
Культура
В рамках этнической политики КНР, казахам СУАР предоставлены национально-административные права, в рамках которых получают развитие их язык и культурное наследие, довольно развито издательское дело, СМИ, на подъеме – киноиндустрия.
Это подтверждается основательной системой казахских СМИ в Китае. В Пекинском отделе радио Китая работает казахский отдел, который передает новости на казахском языке. Радио Синьцзяна, которое вещает 24 часа в сутки, также располагает казахским отделом. Функционируют два казахских телеканала, работающих 18 часов в сутки, где национальный состав всего персонала состоит из представителей казахского этноса.
К активным элементам научно-культурной жизни казахской общины в КНР можно отнести издательское дело. Работает казахское издательство в Пекине. В Китае функционируют пять издательств, издающих литературу и периодику исключительно на казахском язык. Это: Издательство народов в Пекине, Народное издательство, Издательство молодежи, Научно-техническое издательство, Народное издательство в Урумчи.
В Университете народов работает кафедра казахской литературы. Во всех территориальных единицах, закрепленных за казахским этносом, функционируют казахские либо китайско-казахские школы, где преподается казахский язык наравне с китайским. Именно это положение является опорой столь хорошо развитой системы казахских СМИ.
В Издательстве народов в Пекине были изданы «Қазақ қиссалары» в восемнадцати томах и «Ғашықтық жырлары» в десяти томах. В рамках специальной программы по поддержке культуры национальных меньшинств в Китае выделяются огромные средства на издательское дело и кинематограф, в то время как этническим ханьцам средства на аналогичные цели из бюджета не выделяются.
Коротко об уровне развития киноиндустрии казахов в СУАР, как в целом КНР, можно сказать, что оно имеет восходящую тенденцию. На сегодня сняты фильмы, пользующиеся огромным успехом как «Көрікті мекен», «Жетім қыздың махаббаты» и другие. Как ожидается, этническая казашка Риза Алимжан сыграет главную роль в китайском фильме «Место, известное лишь нам одним», который должен выйти на широкий экран в феврале текущего года.
Казахи во власти
Из-за отсутствия конкретных и официальных данных касательно представленности казахов в органах власти, трудно делать выводы насчет вовлеченности казахов в руководящую сферу. Однако, во всех территориальных единицах, где титульным этносом признаются казахи, первые административные должности, согласно конституции КНР, занимают представители этого же этноса (данное положение не распространяется на должности первых секретарей парткомов, начиная с районного и городского звена).
Также надо отметить, из четырех высших должностей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где казахи не являются титульным этносом, одну занимает представитель казахов – Нурлан Абдимаджин, сменивший Асхата Керимбая. Он является председателем НПКСК (Народного политического консультативного совета Китая) СУАР.
Существует негласная точка зрения, что до сих пор руководство КНР, в целях уравновешивания уйгурского большинства и подавления сепаратизма, в структурах власти отдавало предпочтение казахам. По некоторым данным, в руководстве СУАР (компартия, исполнительная власть, прокуратура) преобладают представители ханьцев и этнических казахов. Тенденция «предпочтения казахов уйгурам» особенно ярко выражалась после Ининских событий 1997 года. С учетом нарастания фактора уйгурского терроризма, который мы наблюдаем в последние годы, можно предположить, что тенденция сохранится.
Проблемы
Тем не менее, существует ряд факторов, несущих серьезную угрозу полноценному развитию казахского этноса в рамках китайской «семьи народов». Во-первых, это собственно проблема адекватной представленности среди народов Синьцязна. Удельный вес казахов в регионе стремительно снижается на фоне непрерывного увеличения числа ханьцев, приезжающих из других регионов КНР. Так, на момент образования КНР в 1949 году казахов там было почти в 1,5-2 раза больше, чем ханьцев. За этот период численность ханьцев выросла с 291 тысячи до 8,42 миллиона человек в 2012 году. В то же время уйгуры, численность которых в 1949 году достигала 3,29 миллиона человек, в 2012 году насчитывали 10,53 миллиона человек. То есть, если численность казахов выросла примерно в 3 раза, а уйгуров – в 2,5, то численность ханьцев выросла примерно в 29 раз. И нет оснований полагать, что что-то здесь изменится.
Кроме того, несмотря на определенные послабления в демографическом регулировании, традиция многодетности, характерная для казахов, проживающих в сельской местности, все равно подорвана и естественным образом численность казахского этноса будет расти, как и прежде, ограниченными темпами.
Кроме того, нельзя не отметить существенные ограничения в сфере религии, принятые в конце 2014 года. Теперь мусульманам СУАР будет намного сложнее проводить необходимые обряды и следовать всем религиозным предписаниям. Так, к примеру, чтение намаза ограничивается сегодня только мечетями и частным жилищем. Ни в офисах, ни на предприятиях, ни на территории студенческих городков, не говоря уже о госучреждениях, читать намаз мусульмане права не имеют.
Во-вторых, существует ряд проблем экономического характера. Ведение сельскохозяйственной деятельности сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны ханьцев, где эта сфера поставлена поистине на промышленные рельсы. Уровень безработицы среди всех нацменьшинств достаточно высок, активно приезжающие ханьцы, известные своей работоспособностью и умением выживать в сложных условиях, зачастую «перехватывают» работу у местного населения, что провоцирует рост внутреннего недовольства.
Что касается городских казахов, то здесь они, по сравнению с другими нацменьшинствами, неплохо выдерживают конкуренцию с ханьцами. Но, здесь тоже есть немало подводных камней.
В-третьих, говоря о «подводных камнях» в жизни городских казахов в Китае, нужно обратить внимание на следующее. Для того, чтобы стать успешным именно в китайской среде, казахский язык практически не нужен, а вот владение китайским должно быть на уровне носителей. Поэтому условия жизни приводят к тому, что в городах второе и третье поколение казахов уже очень слабо владеют родным языком. Те представители казахского этноса, которые занимают должности во власти, в китайской среде вращаются постоянно, плюс чтобы сделать приличную карьеру, необходимо вступить в ряды Компартии Китая, а значит – стать атеистом. Так что этническую самобытность сохранить очень непросто.
Можно, с определенными оговорками, конечно, сказать, что китайской власти в городах удобнее иметь дело с «формальными» казахами, разделяющими китайские ценности. Сельское же население, известное, в отличие от уйгуров, своей лояльностью к действующей власти, просто остается на прежних правах.
Проблема репатриации, заслуживающая отдельного рассмотрения, также отличается двоякостью. С одной стороны, официально китайские государственные органы не чинят никаких препятствий для желающих выехать на историческую родину. С другой – даже китайские исследователи отмечают, что существует ряд негласных рекомендаций по ограничению выезда квалифицированных специалистов, представителей научной и творческой интеллигенции, а также казахской молодежи.
Казахская община в Китае, являющаяся самой многочисленной казахской общиной за рубежом, дала, по самым последним, данным всего 14,3% в общем числе репатриантов за последние 24 года. Это говорит о том, что казахам в Китае, в целом, довольно комфортно. Однако, чтобы стать по-настоящему успешными, казахам приходится расплачиваться частью своей национальной самобытности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus