Все время, пока существует Содружество Независимых Государств, в американском политическом лексиконе отсутствует термин "СНГ" - вместо него используется "ННГ", "Новые независимые государства". Задача Вашингтона – предотвратить развитие сотрудничества стран постсоветского пространства, сохранить и "подогревать" существующие между ними конфликты.
Евразийский экономический союз начал свою работу с 1 января наступившего года. Интересно, как его назовут в Вашингтоне.
Официально США приветствуют региональную интеграцию — как самую эффективную меру ответа на вызовы глобального мира и гарантию мирного сосуществования соседей. Но вот на постсоветское пространство эти свои доктринальные положения Вашингтон не распространяет.
США до такой степени опасаются партнерства и добрых отношений между странами бывшего Советского Союза, что даже на семантическом уровне пытаются искоренить мысль об их единстве из понятийного аппарата собственных граждан. Да и всего мира. Для федеральных органов США не существует термина «Содружество независимых государств» — в отличие от большинства стран мира и самих участников, которые именно таким образом определяют региональную действительность.
В американскую внешнюю политику, а затем и в дипломатический и аналитический оборот на глобальном уровне было внедрено экзотическое понятие: «Новые независимые государства», «Newly Independent States» — NIS вместо CIS. Именно так называются подразделения государственного департамента, спецслужб и других государственных структур, которые занимаются выработкой и реализацией политики в отношении стран СНГ. Американские чиновники и их идеологические настоятели из Совета национальной безопасности болезненно реагируют на любое упоминание аббревиатуры «СНГ» журналистами и представителями научного сообщества. Авторы только тех аналитических докладов, которые оперируют «правильным» понятийным аппаратом, имеют шанс получить жирные госзаказы на аналитику и другие «бонусы» от власти.
На первый взгляд, кажется, вопрос совсем мелкий, и у мировой сверхдержавы есть дела поважнее попыток корректировать лексикон международных отношений. Однако если внимательно почитать программные документы американской политики и вслушаться в слова вашингтонских деятелей, становится ясным: именно слово «содружество» вызывает у них нервные судороги. С точки зрения интересов США, на постсоветском пространстве нет и не должно быть никакой дружбы. Да и в прошлом, говорит Вашингтон вопреки очевидным фактам, ее тоже никогда не было, а Российская империя и СССР являлись, соответственно, «тюрьмой народов» и «империей зла».
С точки зрения реализации американской доктрины мирового господства, политическое сотрудничество, экономическая интеграция, мирное сосуществование, гуманитарное взаимопроникновение и отсутствие границ на постсоветском пространстве, по примеру Евросоюза, означает конец длившейся уже четверть века эпохи применения тактики «разделяй и властвуй» в отношении шестой части суши. То есть — потерю эффективных рычагов манипуляции ситуацией в стратегически ключевом регионе Евразии.
Конец противоречий в отношениях между странами СНГ представляет огромную проблему для США. Поэтому Вашингтон делает все возможное, чтобы добиться ситуации, в которой не только конкретные проекты партнерства, но сама мысль о нем будут для государств региона немыслимы. С его точки зрения, понятие «СНГ» должно исчезнуть из международной действительности — не только как название конкретной организации, но и как отражение геополитической реальности.
Именно поэтому Вашингтон будет работать в нескольких направлениях применительно ко всем без исключения странам постсоветского пространства. С точки зрения реализации американской стратегии, самые важные элементы продления собственного влияния в регионе выглядят следующим образом:
— Недопущение создания эффективных сфер экономического сотрудничества, которые позволят хотя бы части стран СНГ использовать огромный потенциал, заложенный в их географическом положении и в отношениях с окружающим миром. Интеграция даже двух или трех государств способна в очень короткий срок стать примером для всех остальных, показать, что сотрудничество друг с другом гораздо выгоднее участия в любом внешнем проекте. Именно поэтому США так интенсивно работали и работают на разрушение всех предлагаемых форматов партнерства: самого СНГ с его зоной свободной торговли, а также Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного союза и начавшего работать Евразийского экономического союза.
— Недопущение окончательного разрешения существующих «замороженных» и потенциальных конфликтов. Поскольку оно позволит урегулировать отношения тех членов СНГ, которые с момента распада СССР находятся в состоянии конфронтации и фактического отсутствия отношений между ними, что не позволяет всему содружеству продвинуться на пути интеграции. Конфликты на постсоветском пространстве, даже между самыми маленькими государствами, не позволяют объединяться самым большим, и являются залогом политической атомизации, а то и балканизации региона. А поддержание состояния фактического конфликта между братскими народами России и Украины — это вообще блестящий триумф циничного киссинджеризма в самой экстремальной форме. Именно поэтому США усердно поддерживают агрессивную политику Грузии, Молдавии и Украины в отношений регионов, конфликтующих с центральной властью. Удержание этих государств на грани гражданской войны — а в случае с Украиной уже за этой гранью — лучший залог того, что в центре их внимания останется война, и никакой проект интеграции с соседями не будет реализован.
— Недопущение использования потенциального «эффекта масштаба» сотрудничества. В силу объективных географических, инфраструктурных, культурных, гуманитарных и многих других факторов Россия — естественный центр партнерства. И не только для государств бывшего СССР, но также и для соседей по всему периметру их границ — от Скандинавии и Восточной Европы до Южной и Центральной Азии и Тихого океана. Поэтому для США критически важно создать между ними и Россией непробиваемые психологические — а затем политические, экономические и физические — барьеры, которые сделают это сотрудничество невозможным. Без подключения географического, экономического и стратегического потенциала России к процессу регионального сотрудничества страны СНГ навсегда останутся незащищенной, нищей и безвольной провинцией мировой политики.
Следование всем названным принципам в отношении стран региона американская политика подтверждает практически ежедневно. Для США принципиально важно, чтобы постсоветское пространство осталось ареной конфронтации и никогда не превратилось в настоящее Содружество и, тем более, Евразийский союз. Государства бывшего СССР должны остаться независимыми – в первую очередь, друг от друга.
Правила комментирования
comments powered by Disqus