Нововведения в миграционном законодательстве России – это актуальная тема обсуждения для СМИ и экспертного сообщества постсоветского пространства, в особенности учитывая тесные связи РФ и стран бывшего СССР. Впрочем, регулярное освещение и обсуждение вопроса отнюдь не означает появление новых точек зрения. Все, как и всегда: кто-то говорит, что нововведения необходимы и ничего страшного в этом нет, кто-то же напротив, утверждает о негативной «закулисной» составляющей таких мероприятий со стороны руководства РФ. В частности, некоторые эксперты говорят о том, что Кремль использует вопрос мигрантов в качестве рычага давления на правительство государств Центральной Азии, чья экономика жестко связана с денежными переводам трудовых мигрантов, находящихся в РФ.
Справедливости ради стоит согласиться с утверждением о весомой доле переводов в экономиках некоторых стран Центральной Азии. Например, Таджикистан, где по различным оценкам общая доля денежных переводов мигрантов составляет до половины ВВП государства. Или же Узбекистан, где, как указывают различные источники, отметка остановилась на 25%. Действительно весомая доля участия российской экономики в становлении таджикской и узбекской. Однако, есть ли в этом вина Москвы? Справедлива ли та часть экспертов, которая говорит о целенаправленности ужесточения миграционного законодательства РФ? Первое – нет, второе – частично да, и вот почему.
Российская сторона в вопросе о столь значимом участии денежных переводов в ВВП центрально-азиатских стран играет лишь второстепенную роль, так как вопрос обеспечения населения трудовыми местами – это задача руководства самих стран, а не России. По сути, территория РФ в данном контексте лишь место, где можно заработать. Это не искусственно и целенаправленно сконструированный Москвой порядок вещей, а один из факторов СССР на современном постсоветском пространстве, ведь до распада 1991 года, перемещение трудовых кадров по союзу носило массовый характер, причем не только с целью заработка, но и (подспудно)с целью единения культур и народов. К тому же, РФ не располагает достаточными собственными трудовыми ресурсами, для стабильного обеспечения производств и других сфер трудовой деятельности, что и дает ответ на второй вопрос.
Такая нехватка трудовых ресурсов означает бессмысленность ужесточения миграционного законодательства, с целью давления на тот же Душанбе или Ташкент. Нет смысла давить на руководства стран, для которых участие в том же Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) – это очевидная необходимость. Речь здесь скорее идет о гуманитарных целях. Требования по сдаче экзаменов по русскому языку, истории и праву, равно как и повышение стоимости патента на трудовую деятельность – это защитная мера, но не столько для российского правительства, сколько для самих мигрантов. Не секрет, что права и социальные гарантии приезжающих в РФ на заработки центрально-азиатских граждан, в особенности нелегальной части, не соблюдались в полном объеме. Нововведения же, в свою очередь, напротив, гарантированно будут способствовать более комфортному пребыванию на территории РФ трудовых мигрантов стран, не входящих в тот же ЕАЭС, в котором, к слову, предусмотрено свободное перемещение трудовых ресурсов. А депортация нелегальных мигрантов, которая значительно активизировалась в последнее время – это вполне объективный, а, главное, правомерный метод пресечения правонарушений.
Необходимо учитывать немалое российское участие в развитии экономик центрально-азиатских стран. Речь идет о финансовой помощи, как прямой, так и по линии международных организаций. К этому теперь добавился и вопрос о прохождении иностранцами службы по контракту в рядах ВС РФ. Служить иностранные граждане смогут на должностях рядового и сержантского составов, причем первый контракт заключается сроком на 5 лет. Препятствиями в данном вопросе являются: обвинительный приговор в отношении иностранца, предварительное следствие или дознание, а также наличие уголовного дела или непогашенная судимость – что, собственно, логично. Примечательно то, что уже по истечении 3 лет службы в рядах ВС РФ, иностранцы из государств бывшего СССР смогут претендовать на получение российского гражданства в упрощенном порядке, а это уже совсем другая история о социальных гарантиях и прочему.
В данном контексте важно то, что Москва продолжает заботиться как о государствах постсоветского пространства в целом, так и об их населении. К примеру, Таджикистан сейчас не обладает достаточным оборонным потенциалом, способным в одиночку в полной мере противостоять внешним угрозам, таким как боевики из Афганистана. На территории республики уже находится 201-ая военная база РФ, которая содействует стабильности, как РТ, так и других республик региона. Поэтому участие центрально-азиатских граждан в деле обеспечения безопасности России, которая к тому же стремится создать единую систему безопасности со странами ЕАЭС и Центральной Азии, в том числе, по линии Организации договора о коллективной безопасности – это отличная возможность обеспечить себя и свои семьи стабильным доходом и безопасным будущим.
Кстати, в вопросе о прохождении службы в рядах ВС РФ есть много общего и с миграционным вопросом, в частности, нехватка ресурсов. «… В мире произошли серьезные изменения, кончился период однополярного мира, - говорит генерал-майор в отставке, бывший первый заместитель министра обороны РТ А. Хабибов. - Россия заинтересована в том, чтобы защищать новое пространство ЕАЭС от возможных угроз, и для этого ей нужна мощная армия. Сложная демографическая ситуация, которая наблюдалась в России с 1990 по 2000 год, к сожалению, не дает ей возможности укомплектовать свою армию за счет россиян, поэтому было принято решение увеличить число контрактников за счет иностранцев».
Примечательно то, что в статье рассмотрена далеко не вся работа, которая проводится российской стороной для развития для развития постсоветского пространства. Однако, уже из этого очевидна позитивная подоплека – повышение благосостояния населения и стимулирование к повышению квалифицированности специалистов, которые впоследствии внесут свой вклад в развитие экономик у себя на родине. Негативные же комментарии экспертов-скептиков направлены не на реальную оценку ситуации, а на дискредитацию и без того сложной и объемной работы, без которой совместное развитие просто невыполнимо.
Правила комментирования
comments powered by Disqus