Благодаря усилиям международных организаций, журналистов и политиков, Государственный секретариат по экономическим вопросам Швейцарии (SECO) был вынужден опубликовать список экспортных лицензий, выданных различным странам на технологии и оборудование по осуществлению слежки в интернете, включая информацию об их стоимости и в какие именно страны эти лицензии предназначались.
Согласно опубликованным данным, на которые ссылается швейцарская газета «Тагблатт», в 2014 году SECO предоставил 21 лицензию на экспорт технологии перехвата данных мобильной связи (IMSI-catcher). Четырнадцать из этих лицензий были выданы на временный вывоз оборудования и технологий из Швейцарии, возможно, лишь для показа на международных выставках или аналогичных мероприятиях. Однако в семь стран: Эфиопию, Индонезию, Катар, Кувейт, Ливан, Литву и Таиланд, — лицензия на вывоз была выдана «в один конец».
Сообщается также, что в связи с многочисленными публикациями в СМИ в 2013 году и запросами депутатов парламента Швейцарии, местные компании отозвали лицензии на экспорт технологий и оборудования в некоторые страны, включая Туркменистан, Россию, Китай, Йемен, ОАЭ и другие.
Как сообщает организация Privacy International, борющаяся за право на приватность и защиту личных данных, публикация данных швейцарскими госорганами является «огромным прорывом» в деле тех, кто пытается бороться за прозрачность в области торговли оборудованием слежения.
Тем не менее, по данным Викиликс, в 2010-2012 годах Туркменистан мог купить оборудование и программное обеспечение FinFisher для отслеживания телефонных звонков и выходов пользователей в интернет у других европейских компаний – Dreamlab (Швейцария) и Gamma International (Великобритания). Руководители обеих компаний посещали Туркменистан в 2010 году с целью помочь правительству установить инфраструктуру для мониторинга трафика госкомпаний «Туркментелеком» и «TMCell».
В декабре 2014 года в Туркменистане вступил в силу закон об Интернете, запрещающий, помимо прочего, отправку информации, распространение которой ограничено или запрещено законами страны, а также распространение в сети материалов, содержащих оскорбление или клевету в отношении президента Туркменистана. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович предупредила, что в законе присутствуют ограничительные положения, включая непропорциональные ограничения онлайн-контента, в сравнении с чрезмерно широко обозначенными правонарушениями, например, распространением пользователями любых недостоверных сообщений.
«Эти ограничения сформулированы нечётко и могут оказывать негативный эффект на свободный поток информации и свободу выражения мнения в интернете», – сказала Миятович.
Между тем, после вступления закона об Интернете, в адрес проекта «Альтернативные новости Туркменистана» (АНТ) приходят тревожные сообщения о развернувшейся в Туркменистане охоте за теми туркменистанцами, кто делится со своими друзьями в интернете новостями АНТ, комментирует их и ставит «класс!». Пока ничего «смертельного» не произошло, но уже известно несколько случаев, когда людей приглашали «на беседу» в различные органы управления и власти, где им настоятельно рекомендовали прекратить комментировать критические публикации и отмечать их как понравившиеся.
Правила комментирования
comments powered by Disqus