Информационное издание "Новости Узбекистана" опубликовало статью автора под псевдонимом Чулпон Хаматов, который анализирует погрешности в избирательном законодательстве страны.
На днях информационные агентства и Интернет-издания нашей страны поместили материалы о проведенных пленумах политических партий, на которых обсуждены вопросы их участия в выборах главы государства. Примечательны заголовки этих статей – «Выдвинуты кандидаты в Президенты» или «Продолжается выдвижение кандидатов в Президенты».
Дело в том, что право выдвигать кандидатов в Президенты имеют только высшие органы политических партий, то есть съезды (а не пленумы), да и то после того, как Центральная избирательная комиссия выдаст их представителям регистрационное удостоверение о допуске к выборам. И на состоявшихся пленумах были приняты решения о созыве этих съездов и вынесение на их обсуждение конкретных кандидатур на высший пост в государстве. Так что, как видим, некоторые СМИ немного поспешили и опередили события.
Как отмечает автор, эта поспешность вполне объяснима и имеет корни… в существующем законодательстве. В соответствие со статьей 241 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» 17 января все политические партии представили в Центризбирком пакет необходимых документов для участия в выборах. В их числе – «сведения о будущем кандидате в Президенты». Так что участники проведенных пленумов действовали строго в рамках закона.
Однако, на взгляд Хаматова, данная норма ЦИК о необходимости предоставления политическими партиями сведений о «будущем кандидате» является небольшим правовым нонсенсом, поскольку в какой-то мере предопределяет предстоящее решение съезда. Нигде далее в этом законе не пишется о том, имеют ли право делегаты съезда политической партии избрать иную кандидатуру, нежели рекомендованную на пленуме, и как в этом случае отреагирует ЦИК. Логично предположить, что такое право у съезда, как высшего органа партии, есть. Но тогда зачем партиям еще до своих высших форумов предоставлять в Центризбирком конкретные сведения о будущих кандидатах, если могут быть приняты другие решения?
Также возникает вопрос в связи с еще одной нормой вышеуказанного правового акта, связанной с подписными листами в поддержку кандидатов. По закону политические партии вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата в Президенты только после получения регистрационного удостоверения. Их партии получат в течение пяти дней после сдачи документов в ЦИК, то есть не позднее 22 января нынешнего года. И после этого они могут начать собирать эти подписи. Но ведь съезды политических партий пройдут где-то в конце первой декады февраля и получается, что эти подписи будут собираться еще до решения съезда о выдвижении кандидата. И тем самым, опять же, будут предопределятся решения высшего органа партии…
Еще одна причина возможных неточностей в публикациях СМИ по данной тематике – отсутствие по сей день Программы мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента. На выборах в Олий Мажлис и местные Кенгаши народных депутатов подобный документ появился 12 мая 2014 года, то есть за семь с половиной месяцев до дня голосования. А сейчас, хотя избирательная кампания по выборам Президента началась 26 декабря 2014 года, он почему-то отсутствует – не опубликован на сайте Центризбиркома, не роздан журналистам. А ведь в нем четко определены все этапы избирательной кампании, в том числе порядок и сроки выдвижения кандидатов, прочитав которые сотрудники СМИ избежали бы ошибок и неточностей, подчёркивает автор статьи.
Правила комментирования
comments powered by Disqus