В 2014 году ассоциации «Toshshahartransxizmat» (бывшая "Ташгорпасстранс") и «Узэлтехсаноат» были преобразованы в акционерные компании. Обе получили право управлять входящими в их состав предприятиями через пакеты акций этих производств. В частности, АК «Узэлтехсаноат» для формирования ее уставного капитала были переданы 99,5% акций ОАО «Чирчикский трансформаторный завод», 88,8% - самаркандского ОАО «Сино», 83,15% - ОАО «Фотон» и 54,92% - ОАО «Оникс».
В чем разница между акционерными компаниями и ассоциациями?
Согласно Указу Президента страны от 22. 12. 2003 года «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления»
акционерные компании, включая государственно-акционерные, управляют входящими в их состав предприятиями через пакеты акций этих предприятий, принадлежащих хозяйственному объединению.
Ассоциации создаются на добровольной основе предприятиями-учредителями для оказания содействия в их деятельности путем делегирования им отдельных общих функций без права управления пакетами акций предприятий-учредителей.
Основными функциями хозяйственных объединений решением Президента определены:
исключительно формирование перспективной стратегии развития отрасли;
организация маркетинговых исследований, оказание содействия в освоении производства новых видов продукции и ее продвижение на рынках;
содействие в модернизации и технологическом перевооружении предприятий, широком привлечении для этих целей иностранных
инвестиций;
оказание информационных услуг и повышение квалификации кадров.
Документом установлено, что в полномочия органов хозяйственного управления не входят функции государственного управления, в том числе распределительные, а также административное вмешательство в деятельность предприятий, входящих в их состав.
Как отражается изменение организационных форм на самочувствии акционерных компаний?
Аналитики ЦЭИ в аналитическом докладе «Совершенствование отраслевого управленияв в интересах стимулирования процессов модернизации и повышения конкурентоспособности экономики» условно делят государственную систему управления отраслями экономики Узбекистана на три основных организационных формы. Первая включает в себя управление посредством министерств и ведомств, которые сосредоточивают основное внимание на разработке стратегии развития отрасли, общеотраслевых правил и норм, определении структурной и кадровой политики.
Вторая организационная форма предполагает управление отраслями через крупные государственные компании и акционерные объединения (НХК «Узбекнефтегаз», ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», ГАК «Узбекэнерго», ГАК «Узкимесаноат», ГАК «Узбекенгилсаноат», ОАО «Узметкомбинат» и т.п.).
В структуре акционерного капитала ОАО «Узметкомбинат», например, доля государства превышает 72%, юридическим лицам принадлежит около 17%, трудовому коллективу – более 6,3%, сторонним физическим лицам – более 5% акций предприятия.
В ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»государству принадлежит 98% акций, трудовому коллективу – 2%.
Формирование госкомпаний аналитики объясняют стремлением государства концентрировать и аккумулировать ресурсы, используемые для реализации промышленной политики и модернизации ключевых отраслей.
Третья организационная форма предполагает управление отраслями посредством ассоциаций и концернов («Узпахтасаноат», «Узмасложирпищепром», «Узфармсаноат» и т.п.). Управление здесь представлено горизонтальной организационной структурой, все элементы которой образуют единый кластер. Так, например, в структуру государственного акционерного концерна «Узфармсаноат» входят 88 различных предприятий и организаций фармацевтической отрасли – в том числе научно-исследовательские институты, производители лекарственных, диагностических средств, биодобавок, оптовое звено и др.
Так называемое «мягкое» влияние ассоциаций на отраслевое развитие осуществляется через косвенные инструменты воздействия: распределение государственных заказов, предоставление льгот и преференций предприятиям-членам ассоциации, оказание поддержки в получении кредита и т.д.
В настоящее время в систему органов хозяйственного управления Узбекистана входят 5 ассоциаций, 1 государственно-акционерный концерн, 9 банков,24 компании, 8 объединений, 1 фонд и ряд других организаций. Их согласованную деятельность обеспечивает Кабинет Министров.
В докладе особо отмечено, что деятельность естественных монополистов, представленных объединениями и бывшими госпредприятиями в виде компаний акционерного типа, Кабинет Министров регулирует через уполномоченный орган — Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Госкомконкуренции). Основной инструмент управления – ценовое регулирование посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня. Также определяется круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворить в полном объеме их потребности в продукции естественных монополий.
При этом ценовую политику проводит Министерство финансов, а контроль за соблюдением порядка ценообразования и применения тарифов — Госкомконкуренция.
Остальные контролирующие функции естественных монополий по сей день остаются у них самих. Например, функции регулирования отраслей и ведения хозяйственной деятельности одновременно совмещают такие компании, как: НАК «Узбекистон хаво йуллари» — в сфере авиаперевозок и услуг аэропортов; ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» — в сфере железных дорог; НХК «Узбекнефтегаз» — в сфере добычи и транспортировки нефти и газа; ГАК «Узбекэнерго» — в энергетике; ГАК «Узавтосаноат» — в сфере автомобилестроения и т.д.
Таким образом, отраслевая компания одновременно принимает участие в разработке регулирующих норм, организовывает их выполнение и контролирует проводимую на их основе работу, за которую и несет ответственность. Так, например, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» предоставлены полномочия государственного регулирования всех вопросов ж/д грузоперевозок, установления норм и стандартов, планирование, проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание железных дорог и инфраструктуры железнодорожного машиностроения.
Аналитики предполагают, что при таком раскладе минимально учитываются интересы других секторов экономики, а также потребителей их продукции.
Эксперты отмечают, что несмотря на преобразование госпредприятий в компании акционерного типа, многие вопросы, связанные с их хозяйственной деятельностью, решаются на уровне правительства. Например, в период 2006-2011 гг. наблюдалось снижение общей рентабельности выпускаемой продукции в промышленности. Кабинет Министров в марте 2012 года принял программу снижения издержек в промышленности в среднем на 11,2%. Отсчет экономии был начат с топливно-энергетической отрасли. Предприятиям национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» предстояло снизить себестоимость выпускаемой продукции на 14,8%, государственной акционерной компании «Узбекэнерго» - на 14,7%.
Предполагалось, что сокращение издержек на выработку электрической энергии послужит фундаментом для снижения себестоимости в других индустриальных отраслях.
В январе 2014 года постановлением Кабинета Министров предписывалось сократить производственные затраты и снизить себестоимость продукции в хозяйственных объединениях и крупных предприятиях республики в среднем на 10%, в том числе на 8,3% - за счет сокращения производственных затрат. Локомотивами стали НХК «Узбекнефтегаз» ( 14,7%) и ГАК «Узбекэнерго» (14,5%).
Модернизация государственного управления индустриальным производством, по мнению аналитиков ЦЭИ, предполагает снижение роли государства в качестве создателя, защитника и стимулятора конкретных отраслей и отдельных предприятий.
На этом важном моменте заострил внимание Президент Узбекистана на итоговом заседании правительства в январе текущего года. Он подчеркнул, что «настало время провести полномасштабный критический анализ наличия и эффективности присутствия государственных долей в отраслях экономики, иначе говоря, «присутствия государства в экономике», и на этой основе определить наши меры по значительному увеличению присутствия частного сектора в отраслях экономики».
Изменение характера взаимоотношений правительства и госкомпаний, предоставление хозсубъектам большей самостоятельности в принятии решений по вопросам хозяйственной деятельности даст возможность более полно реализовать экономические реформы. При этом эксперты ЦЭИ настаивают на поэтапности перемен, что позволит выведенным из системы искусственного благоприятного климата предприятиям не оказаться на грани банкротства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus