Политиканы рискуют низвести добычу золота в КР до того, что госказна будет нести потери в геометрической прогрессии.
Как сообщил СМИ председатель правления ОАО «Кыргызалтын» Токон Мамытов, в минувшем году предприятие «Кумтор» произвело около 18-20 тонн золота, что оказалось меньше запланированного объема.
— В настоящее время идет прояснение этой цифры. Точный объем определится в феврале. Вследствие сарууйских событий и политической ситуации было произведено на семь тонн меньше нормы. В прошлом году производство восстановило темпы. При стабильной ситуации можно производить 20 тонн ежегодно, — пояснил глава компании. Вместе с тем отмечено, что в минувшем году планы добычи золота сократились до уровня в 16 тонн.
По словам главы Ассоциации горнопромышленников и геологов Орозбека Дуйшеева, сокращение темпов добычи драгметалла связано с технологическими аспектами.
— Чем больше добыча, тем глубже надо проникать вглубь породы, — пояснил он для «Вести.kg». — Это приводит к более глубокой выработке, но разрабатывается более бедная порода. Согласно разрешению и лицензии, «Кумтор» будет работать до 2026 года и доработает по своей программе. Поэтому, если удастся удержать объемы в 18-20 тонн, это очень неплохой показатель.
Эксперт согласился со словами руководства «Кыргызалтына» о том, что снижение производительности может усилиться на фоне политических событий, сопровождающих работу предприятия.
— Там сейчас и без того много работы. Перерабатывается технический проект предприятия, а тут еще и политические движения вокруг него, идеи по национализации и прочее. Сейчас все стали большими специалистами, и знают, почему, для чего, и что надо делать, чтоб закрыть предприятие. Но что надо делать, чтоб его сохранить, не думает никто, — говорит он.
Между тем, по словам геологов, срок жизни золоторудных предприятий сам по себе достаточно ограничен – и в силу малых запасов золота в месторождениях, и из-за высокой себестоимости. Об этом «Вести.kg» пояснял эксперт горнорудной отрасли Валентин Богдецкий. По его словам, перспективный период работы золоторудных предприятий в Кыргызстане – 18-20 лет. Далее должно следовать закрытие рудника и реабилитация горной породы, где расположены рудники.
— Любое горнорудное предприятие рано или поздно останавливается и закрывается по своей технологии, — поясняет Орозбек Дуйшеев. — Потом нужна реабилитация породы, инфраструктуры, экосистемы. Это дорогостоящий процесс. Первоначально по «Кумтору» было определено около 20-30 млн долларов. Но так как рудник расположен в сложном месте, то после перерасчёта эта цифра выросла до 50-60 млн долларов. Не все понимают эти нюансы, и начинают кричать про национализацию. Она нам и политически невыгодна, и экономически – ущербна. Национализация приведет к экстренной остановке предприятия. Которое уже стало частью экосистемы, а, значит, остановка приведёт к экологической катастрофе – для местности, а потом, и экономической – для производства, а значит, и для Кыргызстана.
И несмотря на все предостережения и очевидные риски, политиками все еще муссируется тема национализации «Кумтора», в связи с чем, в том числе, оттягивается подписание соглашения по структуризации проекта. В этой связи, чем дольше затягивается вопрос, тем выше риск для Кыргызстана остаться без налоговых поступлений в сумме 50-70 млн долларов в год. Это при том условии, что дефицит бюджета КР в 2014 году составлял 12 млрд сомов (230 млн долл. –ред.), а в 2015 прогнозируется на уровне 14 млрд сомов (270 млн долл. – ред.). Кроме того, таким нехитрым способом, как лоббирование идеи национализации, страна постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах международных инвесторов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus