С 19 по 27 января Казахстан по приглашению правительства посетил спецдокладчик ООН по свободе мирных собраний Майна Киаи. Он побывал в Алма-Ате (Алматы) и Астане, а также в Мангистауской области страны — городах Актау и Жанаозен. Каждый день он встречался с представителями власти страны, сотрудниками неправительственных организаций и гражданскими активистами.
В трагически известном после событий декабря 2011 года Жанаозене высокий гость из ООН встречался с родственниками убитых, ранеными, нефтяниками-участниками забастовки, закончившейся расстрелом граждан на площади 16 декабря. Встретился с людьми, находившимся в тот период под следствием и подвергавшимся пыткам.
В результате этих встреч появился предварительный отчёт, представленный 27 января в Астане. Итоговый отчёт о поездке и встречах М.Киаи будет опубликован в июне 2015 года.
Предварительный отчёт состоит из трех больших блоков: Право на свободу объединений; право на свободу мирных собраний; расследование Жанаозенских событий.
Из предварительного отчёта Майна Киаи:
1. Свобода объединений
Были отмечены случаи неоправданных задержек при регистрации партий и других общественных объединений. Так, партия «Алга» в общей сложности 7 лет находилась в состоянии регистрации. Минюст Казахстана каждый раз придумывал всё новые технические требования к партии. В конце концов она была закрыта как «экстремистская» партия, а ее лидер получил 7,5 лет заключения. Майна Киаи посетил закрытую зону, где уже 3 года содержится лидер партии Владимир Козлов. Отвечая на пресс-конференции официальным лицам в здании ООН в Астане, заявившим, что партия «Алга» не регистрировалась, потому что среди ее членов были выявлены «мертвые души», спецдокладчик отметил: «Если по закону нужно было иметь 50 тыс. членов партии, а собрали почти 70 тысяч, то из них за эти 7 лет, когда партия находилась в состоянии регистрации, естественно, кто-то умер, кто-то вступил в другую партию и т.д. Он призвал чиновников к объективности.
2. Свобода Мирных Собраний
«Хотя право на свободу мирных собраний гарантируется Конституцией, подход правительства к регулированию собраний лишает [это] право всякого смысла. Во-первых, все митинги должны быть одобреныо местными властями. Во-вторых, эти митинги могут быть проведены только в специально отведенных местах, без права для организаторов и участников выбора места, которые они считают целесообразным.
В Алматы я посетил площадку за кинотеатром «Сары Арка», которая является единственным местом в городе, где проводятся митинги. Само расположение лишает участников права выражать свои взгляды и мнения и доносить их до своей целевой аудитории. Площадь расположена на значительном расстоянии от центра города в жилом районе, который может быть небезопасен для демонстрантов, прохожих и жителей.
Власти, вводя эти ограничения, ссылаются на движение транспорта и ухудшение «прав других лиц». Это обоснованные опасения, но они не должны вытеснять собой право. Право на свободу мирных собраний может быть сопряжено с некоторыми ограничениями. Но международное право в области прав человека отмечает, что ограничения этого права не могут нарушать сущность самого права. Право должно стоять на первом месте перед ограничениями. К сожалению, в Казахстане сегодня свобода собраний рассматривается как привилегия, но не как право.
Во всём мире - как в богатых, так и бедных странах - при регулировании мирных собраний и шествий не допускается серьезного ограничения прав людей. Без сомнения, это сложная задача. Но я уверен, что Казахстан может справиться с этим. И я по-прежнему в распоряжении правительства для дальнейшего сотрудничества по этому вопросу, если правительство сочтёт это необходимым.
Во время моего визита люди со всей страны объявили о планах по организации мирных публичных собраний в восьми городах между 24 и 27 января 2015 года В соответствии с информацией, которую я получил, местные власти отвергли требуемые места для проведения этих собраний, в то время как некоторых людей задержали для превентивного содержания под стражей, не позволяя им осуществить свои права. Несколько митингов были проведены в специально отведенных местах.
Во время моего визита я с удовлетворением отметил, что несколько митингов, которые не удалось провести в последние годы, были проведены мирно с ограниченным использованием силы сотрудниками правоохранительных органов. Я считаю, что это свидетельствует о высокой степени ответственности всех сторон. Власти должны сделать своей целью дальнейшее расширение демократического пространства.
Я также хотел бы подчеркнуть, что в положения Закона об общественных собраниях, где говорится о том, что организаторы несут ответственность за общественную безопасность, должны быть внесены поправки, так как обязанность по обеспечению общественного порядка лежит исключительно на власти.
Настало время повернуться от слов к делу. Несколько недель назад Комитет ООН по правам человека постановил, что Казахстану следует «пересмотреть свое законодательство, в частности Закон о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций».
Я рад, что правительство создало совместную диалоговую площадку по человеческому измерению, чтобы реформировать законодательство.
Я призываю правительство учесть не сколько технические рекомендации, сколько концептуальную основу».
3. Жанаозен
Касаясь Жанаозенских событий, спецдокладчик отметил, что необходимо проведение всеобъемлющего международного расследования. Местные жители до сих пор переживают эти события и хотят восстановления справедливости.
«Я встречался с жертвами событий в Жанаозене, их родными и близкими. Для меня стало понятно, что до сих пор эти события остаются открытой раной. Некоторые нефтяники, которые бастовали, до сих пор недовольны той ситуацией, которая сложилась».
Власти Казахстана не должны опасаться говорить правду о трагических событиях декабря 2011 года, которым предшествовала многомесячная забастовка нефтяников, считает Киаи.
Завершая свой доклад, Майна Киаи повторил, что готов оказать помощь правительству Казахстана любую помощь в решении этих вопросов.
Визит спецдокладчика ООН завершился. Теперь все в Казахстане ждут политической воли руководства страны, которое примет решение в пользу гражданских прав и свобод. Сами представители гражданского общества также давно готовы поддержать в этом своё правительство.
Правила комментирования
comments powered by Disqus