Представители Турции и Азербайджана все чаще обращаются к коллегам в газовой отрасли Туркменистана с призывами присоединиться к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP). Проект строительства газопровода планируется реализовать к 2019 году. Трубопровод должен пройти по территории Грузии, Греции, Албании, Турции с выходом к Италии. Пропускная способность трубопровода должна достичь 16 млрд. кубометров газа, из которых 6 млрд. будет направлено на рынок Турции и 10 млрд. – в Европу. Максимальная пропускная способность должна достигать 30 млрд. кубометров в год. Ввиду масштабности проекта, присоединение Туркменистана к системе TANAP кажется реальным: инфраструктура газопровода позволяет увеличить поставки в том числе за счет туркменской стороны.
На днях состоялась трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств Турции, Азербайджана и Туркменистана, в ходе которого туркменской стороне было официально предложено участие в проекте TANAP. Стоит отметить, что стороны уже давно обозначают необходимость диверсификации энергетических ресурсов для обеспечения энергетической безопасности, чему Трансанатолийский газопровод, бесспорно, способствует. Однако многие эксперты предполагают, что строительству газопровода и присоединению к нему Туркменистана будет всячески препятствовать Россия. Дело в том, что существует мнение о конкуренции российского «Южного потока», который также пройдет через территорию Турции, и азербайджанского TANAP.
К счастью, эти два проекта не конкурируют между собой. Прежде всего, строительство газопровода таких масштабов требует вливания огромных объемов финансовых средств. В этой связи можно предположить, что ни одна из сторон не начала бы строительство без гарантий того, что в отрасли нет конкурирующих проектов. Так и в случае TANAP и «Южного потока» - проекты не то, что не конкурируют, а дополняют друг друга, ввиду того, что потребности Европы и Турции в импортируемых энергоресурсах с каждым годом растут. Например, по прогнозам British Petroleum Group, в 2035 г. потребности Европейского союза в газе вырастут на 49% в сравнении с 2012 г.
Тем не менее, председатель еврокомиссии по Энергетическому союзу Марош Шефчович высказал мнение о том, что «Турецкий (Южный) поток» является безуспешной попыткой России воздействовать на диверсификацию поставок газа в Европу. Согласно его заявлениям, пропускная способность «Турецкого потока» составляет 63 млрд. кубометров в год, что превышает спрос клиентов Турции и Юго-Восточной Европы. Однако если учесть растущие потребности потребителей, можно сказать, что председатель еврокомиссии поторопился с выводами. К тому же, заявленная мощность объектов не должна отождествляться с реальной загруженностью газопровода. Экспорт газа будет приносить прибыль даже в случае неполной загрузки газопровода.
В этой связи заявления о том, что Россия будет всячески препятствовать участию Туркменистана в проекте Трансанатолийского газопровода, некорректны. Разумеется, пока не ясно как скоро Ашхабад даст окончательный ответ, и строительство туркменской ветки будет согласовано с другими странами «Каспийской пятерки». Однако говорить, что этот сценарий «исключен Москвой» все-таки не стоит. Несмотря на существующую в Европе необходимость диверсификации поставок энергоресурсов, ее потребности увеличиваются с такой скоростью, что скоро может стать недостаточно существующих (и проектных) газопроводов. По этой причине, странам Европы было бы разумнее «держаться» за всех экспортеров газа, особенно в то время, когда Россия заключает крупнейшие контракты с Востоком.
Правила комментирования
comments powered by Disqus