В конце первой недели февраля в Таджикистане будут находиться два помощника госсекретаря США Даниэль Н. Розенблюм и Стивен Фельдштейн. Чуть ранее состоялся визит руководителя центрально-азиатского подразделения Европейской службы внешних связей Тойво Клаара.
Как сообщается, в ходе встречи чиновники Госдепа встретятся с членами правительства Таджикистана и обсудят ряд двусторонних и международных вопросов, в том числе и ситуацию в Афганистане.
Чуть ранее отдел по контролю за наркотиками и охране правопорядка Посольства США передал военные палатки и внедорожник погранвойскам Таджикистана. Этот микроскопический «знак внимания», конечно же, нельзя сравнивать ни по объему, ни по качеству с «презентами», которые Вашингтон сделал Узбекистану. Недавно было принято решение о передаче 300 бывших в употреблении боевых машин Ташкенту. Причем чиновники из Вашингтона заявили, что сама техника не из Афганистана, что вызвало явный скепсис у российских и центрально-азиатских экспертов.
На встрече с руководством Таджикистана представители США будут, безусловно, склонять Душанбе к двусторонним контактам в секторе безопасности. Однако говорить о стратегическом партнерстве США и Таджикистана в военной сфере вряд ли приходится. Таджикистан, как член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) имеет прочный фундамент для решения ключевых вопросов в секторе безопасности. В этих условиях США не будут пытаться напрямую склонять Таджикистан к выходу из ОДКБ. Однако они могут попытаться разведать почву.
Возрастающая в последнее время интенсивность контактов военных чиновников с руководством центрально-азиатских республик в связи с нерешенной ситуацией в Афганистане заставляет более внимательно присмотреться к экспертам, описывающим стратегию США в регионе как «неуправляемый хаос».
Вполне возможно, что США стимулируют генерацию хаоса в Центральной Азии. Неконтролируемая ситуация в Афганистане, как и прогнозировали эксперты, в этом году имеет ярко выраженную тенденцию к эскалации. Следовательно, становится более вероятным экспорт нестабильности.
В этих условиях вывод войск Международных сил содействия безопасности (МССБ) из Афганистана и прекращение миссии «Несокрушимая свобода» отвечает либо:
а) внутриполитической ситуации в США (необходимость хотя бы формально выполнить предвыборные обещания Б. Обамы).
б) стремлением к распространению афганского хаоса на сопредельные государства.
Кроме идеологических штампов о свободе и демократии у США нет никаких геополитических оснований стремиться стабилизировать Афганистан и не допустить возникновения очагов нестабильности в Центральной Азии. Не имеющий в Центральной Азии ярко выраженных экономических интересов Соединенные Штаты могут стремиться к созданию ситуации, когда новые горячие точки позволят им также бесцеремонно вмешиваться в дела республик Центральной Азии, как это имело место в случае Афганистана. Неслучайно, помощники госсекретаря США в Таджикистане намереваются встретиться также с представителями гражданского общества. Создается впечатление, что Вашингтон хочет надавить на Душанбе и попытаться взорвать ситуацию извне.
Итог афганского присутствия США – негативный. Ни одну из поставленных задач (уничтожение «Аль-Каиды» и талибов) Вашингтон не выполнил. Однако суть кроется в деталях. США удалось поставить под контроль ситуацию в Афганистане – а сейчас они этот контроль отпускать не намерены. Безусловно, это не может не вызвать беспокойства в Таджикистане.
Сейчас для Душанбе важно сохранять спокойствие и не поддаваться на соблазнительные провокации со стороны США. «Цветов» и «конфет» для обхаживания всех государств Центральной Азии у США явно не хватит. Тем более, что Вашингтон уже сделал ставку на Узбекистан, этому курсу он и будет в дальнейшем следовать.
Что же касается Душанбе, то за спиной Таджикистана есть мощные ресурсы ОДКБ, в том числе силы оперативного и упреждающего реагирования. К тому же и сам Душанбе в последнее время принимает активные действия по укреплению своей 1344-километровой границы с Афганистаном.
Все это дает основания утверждать, что попытки установить контакты Вашингтона с Госдепом перспектив иметь не будут. Что же касается Узбекистана, то ситуация остается неопределенной. По крайней мере, можно утверждать, что Вашингтон продолжит акцентировано «обрабатывать» Ташкент по вопросам дальнейшего углубления военного сотрудничества.
Правила комментирования
comments powered by Disqus