После недавнего голосования в ПАСЕ Россия ощутила опасность реальной международной изоляции, и стало очевидно, что Кремлю придется приложить максимум усилий для мобилизации и сплочения своих существующих и потенциальных союзников, первую очередь, на постсоветском пространстве. Именно в свете этого эксперты рассматривают транзитный визит Сергея Лаврова в Туркменистан.
В Ашхабад Лавров прилетел из Пекина, где встречался с коллегами из Китая и Индии. В России подчеркнуто называют стратегическим сотрудничество с двумя крупнейшими игроками Азиатско-Тихоокеанского региона, которые отказываются присоединяться к политике антироссийских санкций ЕС и США. Ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН, доктор наук Шохрат Кадыров заявил "Вестнику Кавказа", что при возникновении проблем с Европой Россия с царских времен имела правило активизировать политику на Востоке. "Рабочий визит Лаврова в Туркменистан является тому подтверждением и закономерным продолжением накануне прошедших встреч в Пекине российского министра с руководством Китая и Индии. Встреча с тяжеловесами азиатского континента подтвердила союзнические отношения и специфическую роль России как одного из гарантов безопасности на Азиатском континенте. С той же целью поиска союзников и новой роли гаранта безопасности министр прибыл в Ашхабад", – сказал Шохрат Кадыров.
По словам эксперта, Россия после ухода США из Афганистана волей-неволей становится основным гарантом безопасности нейтрального Туркменистана. При этом речь идет о безопасности не только собственно туркменских газодобывающих и газотранспортных инфраструктур, но и тех, которые в последнее время построены здесь Китаем. Именно от их нормального функционирования во многом зависит сегодняшнее благополучие Туркменистана, пошатнувшееся под влиянием структурного кризиса в России.
Эксперты также не исключают, что в ходе переговоров Сергея Лаврова с туркменским руководством затрагивался вопрос поставок туркменского газа и в европейском направлении. Российский "Газпром" закупает в Туркменистане до 10 млрд кубов газа в год. В Ашхабаде заинтересованы в увеличении поставок топлива в РФ. Однако в условиях снижения закупок российского газа в Европе такая перспектива не просматривается. "Газпром", напротив, хотел бы отказаться от экспорта туркменского газа. Однако соглашение между Россией и Туркменистаном подписано до 2028 года, и согласно контракту, пересмотру не подлежит.
Как альтернативный вариант в Ашхабаде рассматривают возможность участия в проекте Трансанатолийского газопровода (TANAP) Азербайджана и Турции. Как сообщал "Вестник Кавказа", на прошлой неделе в туркменской столице прошла очередная встреча министров иностранных дел Туркменистана, Азербайджана и Турции, подписавших Ашхабадскую декларацию. Анкара, по всей видимости, стремится сделать то, что не смогла или не захотела сделать Москва – помирить Баку и Ашхабад в споре о нефтяных месторождениях на Каспии. Для включения Туркменистана в этот проект необходимо проложить газопровод по дну Каспия. Однако против этого выступают Россия и Иран, которые ссылаются на неурегулированность статуса водоема и угрозу его экологии. Несмотря на все технические вопросы, на политическом уровне имеется заинтересованность в этом проекте. Не исключено, что Москва может пойти на определенные уступки в обмен на политическую лояльность.
Впрочем, Азербайджан уже продемонстрировал Кремлю свою поддержку. В ходе последней сессии ПАСЕ Баку выступил против резолюции о лишении России права голоса. Как потом заметил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, "наши друзья и коллеги из парламентской делегации Азербайджана проголосовали так, как считали нужным, в пользу справедливости, здравого смысла и демократии. Это – как пример". Эксперты отмечают, что спикер Госдумы в целом точно расставил акценты, подтвердив утвердившееся мнение о том, что Москва уважает позицию официального Баку, который в отношениях с внешним миром не приемлет политики давления и твердо придерживается норм международного права.
Касаясь вопросов безопасности на переговорах в Ашхабаде, Москва может пообещать помощь туркменскому руководству в случае ухудшения ситуации на границе с Афганистаном. "Туркменистан, равный по территории всему Кавказу, является наиболее уязвимым звеном в системе безопасности Евразии. К примеру, Таджикистан защищен от Афганистана мощной горной цепью и неплохо охраняемой границей. На туркменском 750-километровом участке таких естественных препятствий нет, как и нет там совместного с Россией погранохранения. Вырытый глубокий (4х5 м) пограничный ров вряд ли надолго защитит не переболевших трайбализмом туркменов от нашествия талибов и радикалов "Исламского государства". Конечно, из-за гипотетических рисков войны Ашхабад не поступится своим нейтралитетом. Задача Лаврова – убедить туркменское руководство в том, что обращение за помощью к России как нельзя лучше поспособствует сохранению нейтралитета, тем более что Москва в свое время уже помогла Туркменистану в обретении такого статуса", – сказал Шохрат Кадыров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus