В последние годы в официальной прессе очень часто появлялись сообщения о диверсификации туркменской экономики, об успешной работе над избавлением от нефтегазовой зависимости, о развитии неэнергетических отраслей. Однако, судя по ярковыраженным симптомам, все экономические успехи так и остались на газетной бумаге. Об этом говорится в статье ТуркменБлога.
По мнению автора статьи, в ситуации кризиса из-за обвала цен на углеводороды программы правительства по диверсификации экономики должны были если не спасти, то хотя бы смягчить удар.
Экспорт электроэнергии — один из продвигаемых в настоящий момент экспортных товаров из Туркменистана.
По данным за 2012 год Туркменистан экспортирует 2,8 млрд. киловатт/часов в Афганистан, Иран, Таджикистан (зимой) и Турцию (транзитом через Иран). По некоторым данным Афганистан платит 2 цента за киловатт. Т.е. теоретически с экспорта электричества Туркменистан получает в год около $56 млн. Но если учитывать, что в 2014 году доходная часть бюджета Туркменистана составила около $33,5 млрд., то это явно не основная часть дохода.
При этом, все строящиеся и построенные в последние годы электростанции — газотурбинные, т.е. так или иначе Туркменистан опять зависит от газа, - отмечается в статье.
С недавних пор у властей появилась идея производства и экспорта минеральных удобрений: карбамида (мочевины) и калия.
На данный момент в Туркменистане построено два карбамидных завода и к 2016 планируется завершить третий и самый мощный. После его завершения в общей сложности в Туркменистане будет производиться около 2 млн тонн карбамида в год, из которых две трети (1,3 млн тонн) пойдут на экспорт. Но, как и с электричеством, сырьем для производства удобрений служит опять же газ. И, судя по новостям, здесь наблюдается прямая зависимость стоимости удобрений от стоимости газа. Сейчас цена на карбамид, как и на газ падает.
По данным на август 2014 года цена на карбамид серьезно упала, до 300$(в Азии до 250$)за тонну. Т.е. особой независимости от газового рынка опять же не получается, - говорится в статье.
По официальным данным ежегодно в Туркменистане собирается 1 млн тонн хлопка-сырца. При очистке хлопка от мусора теряется 60-70% веса, в зависимости от качества уборки. Т.е. на выходе получаем до 400 тыс. тонн очищенного хлопка. Тонна туркменского хлопка на Алибабе стоит $450, таким образом на “белом золоте” Туркменистан зарабатывает $180 млн. в год.
Сложив весь негазовый доход Туркменистана автор получил около $1 млрд. без учета себестоимостьи. Если учитывать, что туркменские маркетологи продавая товар накручивают к себестоимости еще 100%, то получится, что чистая негазовая экспортная прибыль будет равна 0,5 млрд $ год. При общем бюджете в $33,5 млрд. доля негазовых доходов составляет 1,5%.
Вот эти 1,5% и есть вся хваленая туркменская диверсификация, - заключает автор.
Правила комментирования
comments powered by Disqus