90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Русские в Кыргызстане как объект исторического и этнографического исследования

Русские в Кыргызстане как объект исторического и этнографического исследования

Исторически достоверно установлено, что первой русской оседлостью на территории Кыргызстана явилось укрепление Аксуйское, основанное в 1864 году в двадцати верстах от озера Иссык-Куль. Сохранилось имя первого переселенца на Иссык-Куль. Известный русский путешественник по Средней Азии Н.А. Северцов тогда же с удивлением писал: «… С самого Оренбурга, на длинном пути через новую линию Омск, Семипалатинск, Копал, Верное, я все встречал только казаков, татар и киргизов и не видел ни одного настоящего мужика, а тут нашелся, да еще самый коренной, великорусский, не помню какой губернии но помню, что из средних и черноземных — чуть ли не Курской» [1]. Это был пионер русской вольной колонизации на Иссык-Куле — мужик по фамилии Щедрин.

Он был послан своим обществом выбрать землю для переселения, обошел Семиречье и остановил свой выбор на Иссык-Куле. Пришел без гроша, нанялся на строительство Аксуйского поста, за тем перешел к киргизам, занимавшимся земледелием по реке Джуука. Устроил водяную мельницу, купил лошадей, сделал телегу и начал промышлять извозом — поставлять зерно и муку на Аксуйский пост и Джуукунский пикет. Поднакопив денег, арендовал у местных киргизов землю, засеял ее с платой на орошение из урожая и к 1867 году основал свой хутор. Связь с миром держал через укрепление Аксуйское, в котором уже в 1868 году поселилось 14 семей крестьян.

В этом же году в Чуйской долине при укреплении Токмакском водворилось 60 семей. Таким образом, Токмак стал первым уездным центром, основанным переселенцами на киргизской территории, присоединенной к России.

Правда, следует сказать, что после отвоевания русскими войсками под руководством Г.А. Колпаковского и киргизскими ополченцами Байтика Канаева Пишпека у кокандцев в 1862 году у стен разрушенной крепости через два года был возведен казачий пикет — один из многих, учрежденных генералом М.Г. Черняевым перед завоеванием Ташкента. Вскоре под его защитой поселились несколько семей чалаказаков, занимавшихся земледелием, затем узбекских и татарских торговцев, огородников и ремесленников. Но крестьянские переселенцы из России появились здесь лишь с января 1868 года, когда на линии почтового тракта было основано село Аламедин и несколько позже (но не позднее 1870 года) — собственно Пишпек. Источники донесли до нас фамилии первых переселенцев из России — это братья Рыбъяновы, Кушаковы, Журавлевы, Малыхин и др.[2] На Иссык-Куле к этому времени начали обустраиваться села: Преображенское — в низовьях Тюпа, Сазановское — на р. Кунгей Аксу, Каракол и др.


Первые переселенцы были выходцами из черноземной зоны России — Пензенской, Самарской, Воронежской и Тамбовской губерний, затем пошли из промежуточных территорий — Сибири, Забайкалья, Алтая. Вспоминая рассказы отца (кстати, оставившего свою «родословную» рукопись) и слышанные им от своего отца — моего деда — сведения, можно восстановить переселенческий путь моих предков: из Черниговщины (вторая полонима XVIII в.) за Урал, далее в Сибирь (Омск, Томск), в Забайкалье и на Алтай (дед, конец XIX в.), затем в Северный Казахстан (Акмолинск, отец, 1930) и, наконец, в Киргизию (это уже я, 1955 г.). Переселенцы обрели в Кыргызстане свою вторую родину, которая у многих их потомков стала первой.

Приезжали обустраиваться надолго, навсегда. Тот же современник первых переселенцев в Киргизию — путешественник Н.А. Северцов — призвал к хозяйственному сотрудничеству пришельцев с местными жителями и был уверен, что они, приспособившись к новым условиям и, наладивши дружеский контакт с киргизами, обретут здесь счастье.
Первым ученым-путешественником, открывшим своим коллегам дорогу в неведомые края Тянь-Шаня, был П.П. Семенов. Его последователи: А.Ф. Голубев, А.П. Проценко, И. Бардашев, М.И. Венюков, А.П. Федченко, Н.А. Маев, И.В. Мушкетов и другие — в своих трудах, заметках, отчетах проводили фрагментарные сведения о первых русских переселенцах в Киргизию, их обустройстве здесь, о взаимоотношениях с местными киргизами [3]. Но лишь один из них — Л.Ф. Костенко — опубликовал специальную книгу «о водворении русской гражданственности» в Средней Азии [4], да Н.А. Аристов в своей рукописи 1893 г. (опубликованной лишь в 2001 г.) отвел русской переселенческой политике и российской колонизации один раздел [5]. Вопросы переселенческой политики России в Средней Азии по ревизионным отчетам освещала комиссия сенатора К.К. Палена [6]; они нашли отражение также в отчетных материалах по обследованию русского старожильческого хозяйства, проведенного в начале XX в. под руководством П.П. Румянцева [7]. Вот, пожалуй, и все.

В советской историографии тему исследования истории и этнографии русских открыл П.А. Галузо статьями о переселенческой политике царизма и книгой «Туркестан- колония» (М., 1929), но затем последовали лишь редкие научные публикации в сборниках. Исследования сдерживались политической конъюнктурой и боязнью затронуть «болевые точки» во взаимоотношениях русских с местным населением.


В последнее время над темой русских в Кыргызстане стали работать в научном плане B.C. Желоховцев, Е.И. Хелимский, В.П. Яншин, Л.Ю. Немешева, Е.Е. Озмитель и некоторые другие исследователи, чьи статьи представлены в настоящем сборнике.

В 1998 и 1999 г. с помощью российского посольства в Кыргызстане были опубликованы два выпуска сборника «Россияне в Кыргызстане» (главный редактор — писатель А.И. Иванов). Здесь представлены в основном публицистические очерки писателей, ученых, политиков, деятелей культуры и представителей этнических диаспор, проживающих в Кыргызстане.
Тема «Русские в Кыргызстане» в научном плане (история, быт, этнография, культура) остается до сих пор практически не исследованной. Однако основная источниковедческая база для них уже создана. Помимо архивных материалов в распоряжении исследователей имеются публикации первоисточников. Вышло из печати два сборника документов трилогии «Кыргызстан — Россия», последний сборник находится на стадии завершения.

Научная и политическая значимость этой темы вне всяких сомнений. Последние события, связанные с миграционными настроениями, проблемами русского языка в Кыргызстане, дискуссиями о принятии двойного гражданства, сделали тему актуальной научно-исторически и жизненно важной практически. Это вызвано не только изменившимся статусом русских в Кыргызстане, но и состоянием новых киргизско-российских отношений на государственном уровне с провозглашением суверенитетов наших стран и расплывчатой стратегической перспективой межгосударственных отношений. Хотя декларативно решение всех этих проблем на государственном уровне как бы предопределено, но все это настолько далеко от реальной жизни и так контрастирует с бытовыми отношениями, что вызывает законную тревогу русских за будущее свое положение и, главное, своих детей.

Сегодня высокие государственные деятели Кыргызстана и России настроены оптимистично. По их заявлениям, наши страны являются стратегическими партнерами. Россия хотела бы видеть Кыргызстан в Центральноазиатском регионе оплотом мира. У президентов Кыргызстана и России, у Жогорку Кенеша и Государственной Думы тесные контакты. Президенты, премьеры, депутаты обеих стран посещают друг друга, подписали множество документов. Намечены перспективные планы в гуманитарной и экономических сферах: в реанимировании кыргызстанского военно-промышленного комплекса, к единой образовательной сфере, в культурном взаимообмене.


В то же время налицо тревожный симптом: продолжается отток русскоязычного населения из Кыргызстана. В первой половине 1990-х годов из Кыргызстана на историческую родину выехало свыше 300 тысяч соотечественников. В 2000 году из республики выехали 20 тысяч этнических россиян, т.е. в два раза больше, чем в 1999 году. 11 депо не только в экономических причинах. Как заявил Председатель Государственной Думы Г.П. Селезнев, «мурашки по коже» вызвала информация о разработанной в правительстве Кыргызстана программе развития государственного языка (которая пока заблокирована). Новый документ противоречит принятому Закону о придании русскому языку официального статуса. Реализация этой «дискриминационной» программы, в частности, не позволит русскоязычному населению работать в органах государственной власти. Будем надеяться, что мудрость киргизского руководства в этой «сверхчувствительной» сфере возьмет верх.

Заинтересованная тема — возможность приобретения двойного гражданства для кыргызстанцев. По мнению Г.Н. Селезнева, Конституция Российской Федерации допускает такую норму. Но, как известно, с 2002 г. вступает в силу ЕвразЭС, сформированное на базе Таможенного союза, куда входит и Кыргызстан. В повой структуре предполагаются отмена таможенных препон, безвизовый режим, свободное экономическое пространство. Так что кыргызстанским гражданам не будет особой нужды приобретать второе гражданство.

В целом Россия рассматривает Кыргызстан как надежного партнера. «Кыргызстан — наш общий дом» — провозгласил Президент А.А. Акаев. И живет в нем «единый народ» (а не народы!) Кыргызстана.

Так будем же с оптимизмом смотреть в будущее и, в силу своих возможностей, заполним исторические лакуны, проведем комплексное исследование проблемы «Русские в Кыргызстане» и выпустим коллективный научный труд. Это — одна из ближайших задач Научно-исследовательского института регионального славяноведения и кафедры истории и культурологии Кыргызско-Российского Славянского университета.

 

Источник: gumilev-center.kg

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
726

митингов прошло в Кыргызстане в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30