«Ура»-патриоты рискуют подставить правительство, и превратить его из обвинителя в обвиняемого.
Как сообщали «Вести.kg», очередной раунд переговоров по реструктуризации проекта «Кумтор», которые провела правительственная делегация с компанией «Центерра Голд Инкорпорейтед», оставили нерешенным ряд вопросов.
Один из них – рекультивация предприятия. В своём комментарии для «Вести.kg» зампредседателя правления ОАО «Кыргызалтын» Кылычбек Шакиров отмечал, что кыргызстанская позиция заключается в том, что предприятие должно провести реабилитацию территории, подвергшейся порче.
Вопросы рекультивации объектов рудника и его вывода из эксплуатации обсуждались неоднократно. Стоит отметить, что компания «Кумтор» уделяет этому вопросу должное внимание. Так согласно действующим Соглашениям, подписанным в 2009 году, компания будет разрабатывать план закрытия рудника совместно с международными консультантами и экспертами, имеющими опыт разработки таких планов и проектов. Не менее чем за два года до начала работ по рекультивации, инвестор предоставит окончательный подробный инженерный проект и план закрытия рудника в государственные контролирующие органы на проведение экспертизы по вопросам, связанным со строительством, промышленной безопасностью и охраной окружающей среды.
Учитывая, что срок эксплуатации рудника запланирован до 2026 г., разработка окончательного плана закрытия рудника в данное время преждевременна, но мониторинг территории и предложения экспертов по безопасному выводу рудника из эксплуатации изучаются уже сегодня. Создан фонд рекультивации, сумма которого на данный момент составляет более 11 млн долларов США. Предполагается, что ко времени окончания периода эксплуатации рудника фонд рекультивации будет полностью сформирован.
Еще одной излюбленной темой противников разработки Кумтора является якобы нанесенный канадскими инвесторами экологический ущерб Кыргызстану, оцененный чиновниками и представителями одной из политических партий в миллиарды долларов.
Однако, по мнению ряда экспертов, данные претензии имеют под собой зыбкую основу.
Доктор права (университет Глазго, Великобритания) и владелец компании «Cromwell Risk Consulting Ltd» Виктор Абрамкин рассказал StanRadar.com о том, сможет ли Кыргызстан получить денежную компенсацию от канадских инвесторов по решению суда.
— Если иск будет подаваться в иной юрисдикции, вне Кыргызстана то необходимы будут данные независимых экспертиз, — отмечает в интервью Виктор Абрамкин. — Причем, как о состоянии природы до начала работы на руднике, так и в настоящее время. Это необходимая мера для определения, как самого факта нанесения ущерба, так и для его оценки. По-моему, очевидно, либо таких данных просто нет, либо они могут быть аргументировано оспорены. В этой связи напрашивается вывод о том, что все эти разговоры о встречных исках, экологии и нанесенном ей ущербе – все это топорный метод давления в пересмотре отношений с канадским инвестором, и не более того.
Между тем, как выяснилось, в Кыргызстане действительно проведены исследования, и они вызвали критику в среде независимых экспертов.
— Исследования проводились, и вполне официальные, — говорит в комментарии «Вести.kg» председатель экологического движения «Алейне» профессор Эмиль Шукуров. — Их проводили комиссии, от правительства, до парламента. Но то, что они там в отчетах наговорили, это ни в какие ворота не лезет. Эти комиссии или брали все с потолка, или подтасовывали факты. Потому как, и я не раз говорил это, выступая в парламенте, там сделаны заключения, абсолютно ничему не соответствующие. Например, они говорили о том, что «Кумтор» наносит огромный ущерб, уничтожает растительность, почву, и обязан понести наказание. Это полный бред. «Кумтор» расположен на высоте более четырех тысяч метров, где нет такой растительности, о которой говорят в комиссиях. Там так называемая «горная пустыня», где растительность, которая образуется, имеет высоту не более 5-10 см.
Аналогичная картина, по словам эксперта, в ситуации с отвалами пустой породы. Комиссии указывают на то, что «Кумтор» вывозит отвалы на пастбища, портит экосистему. При этом, никто не отмечает в отчетах, что до пастбищ сотни тысячи метров вниз по склонам гор.
— Если так подходить, как они считают, то надо эту практику и систему оценки распространить на все объекты – и промышленные, как «Кумтор», и бытовые, и жилищные. Например, наши чиновники строят себе особняки. Они выкапывают котлован, и вывозят грунт. Куда? Не в космос же, а в своем государстве сбрасывают, и тоже засоряют экосистему – не меньше, чем «Кумтор». Но меня не стали слушать. Где равный подход к экологии? — возмущается Эмиль Шукуров.
При этом, сам эколог выступает против разработок недр как таковых.
— Я принципиально против горнорудной промышленности в КР. Потому что горнорудная промышленность противоречит горам, как основе кыргызстанской системы. Но в отношении предприятия «Кумтор» могу сказать, что по ряду показателей они являют собой положительный пример. В экологической науке есть такое понятие как «расстояние испуга». Оно касается диких животных, живущих неподалеку от жилища людей. Чем больше это расстояние, тем больше можно говорить о вмешательстве человека в данную экосистему. Так вот, в местности, где расположен «Кумтор», козлы и архары не пугаются, и подпускают человека на расстояние 50-60 метров. Это очень близкое расстояние, и говорит оно о том, что предприятие не воспринимается дикими животными как чужое, — подчеркивает ученый.
Эмиль Джапарович так же добавил, что с начала разработки Кумтора компания придерживается промышленных и экологических стандартов, существующие в Канаде и Кыргызстане. На производстве применяются наиболее жесткие нормативы и требования, действующие в обеих странах.
— С тех пор требования не изменились. Возросли аппетиты наших чиновников – они требуют все больше и больше. И теперь, если наши чиновники будут давить на «Центерру», то канадцы в ответ могут выставить встречные иски. Ведь то, что наши делают – это и порча репутации, и упущенная из-за этого выгода, и потери инвестиций в предприятие, — заключил Эмиль Шукуров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus