Ни одна страна в Центральной Азии, включая Туркменистан, не избежали наблюдения за своими гражданами, воюющими в Сирии за «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
Официальные лица Международной кризисной группы (МКГ) Дейдра Тайнан и Ной Бонсей 31 января в интервью Радио Азатлык подтвердили наличие туркмен в ИГИЛ.
Приблизительно, от 300 до 400 боевиков из Туркменистана борются за ИГИЛ, сообщили они Радио Азатлык после того, как МКГ опубликовала доклад «Сирийский вызов: радикализация в Средней Азии».
Хотя Сирия находится далеко от Центральной Азии, туркменистанец, желающий присоединиться к «джихаду» может поехать туда относительно легко. По разным причинам, въезд в Сирию через Турцию проще для туркмена, чем попытка присоединиться к движению боевиков в Афганистане или Пакистане, говорят аналитики.
Тем не менее, туркменское присутствие среди иностранных боевиков в Сирии является относительно небольшим, говорят в МКГ, оценивая число жителей Центральной Азии, воюющих там, от 2 000 до 4 000 человек.
Относительная недопредставленность туркмен может объясняться слабым наличием интернета - благоприятствуемого орудия вербовки ИГИЛ - в Туркменистане, говорит Тайнан. В Туркменистане выпускники ныне ликвидированных туркмено-турецких школ считаются возможными целями вербовки боевиков.
Сопротивление соблазну вербовщиков ИГИЛ
Тем не менее, некоторые туркмены убегают, совершая этим худшую ошибку в своей жизни.
«Я … вовремя опомнился», - сказал «Средней Азии в Интернете» уроженец Лебапского велаята Ата Атаев, фамилия которого была изменена по его просьбе в целях личной безопасности, о сопротивлении вербовщикам ИГИЛ.
Атаев, который работает в качестве трудящегося-мигранта в Турции, описал усилия вербовки ИГИЛ, в которых использовались многие методы промывания мозгов.
Вербовщики прочесывают Стамбул и другие турецкие города в надежде заманить незаконных туркменских мигрантов-работников в ряды боевиков.
«Вся работа строится с учетом индивидуальных особенностей характера, наклонностей разрабатываемого для вербовки объекта», - сказал он «Средней Азии в Интернете».
Тактика включает в себя шантаж потенциального новобранца, угрожая сообщить о его незаконном присутствии турецким властям, сказал Атаев. Такая угроза имеет вес, потому что депортированным туркменистанцам грозит большой штраф и пятилетний запрет на дальнейшие зарубежные поездки и наблюдение туркменской разведки.
Вербовщики также полагаются на соблазн денежных платежей.
«Других же привлекают деньгами, создавая соблазн, перед которыми людям, приехавшим в Турцию на заработки, бывает трудно устоять», - сказал он.
Другая тактика апеллирует к фрустрированному идеализму.
«[Вербовщики] прекрасно знают, что люди везде хотят справедливости, - сказал Атаев. – Они… заявляют светлый и справедливый мир всех ждет – но только при халифате».
Сам вербовщик Атаева пытался настроить его против правительства Туркменистана, сказал он.
«Мне эти слова были как-то безразличны, но у кого-то другого они на самом деле могли … вызвать злость на эту власть», - добавил он.
Атаев знает некоторых молодых людей из Лебапского, Дашогузского и Марыйского велаятов Туркменистана, пропавших после нескольких лет нелегальной работы в Турции.
«Я уверен, что они где-то в Сирии или Ираке сейчас, а не в Туркменистане», - сказал он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus