2014 год стал годом великих потрясений для Ближнего Востока. Группировка Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), ранее не пользовавшаяся большой известностью, захватила огромные территории и объявила о провозглашении халифата. За несколько месяцев боев в Ираке террористическая организация ИГИЛ овладела рядом крупных городов страны и увеличила свои доходы до одного миллиона долларов в день.
Действия ИГИЛ напрямую не затронули Афганистан. Тем не менее, существует реальная опасность проникновения радикальных исламистов в страну, о чем не раз предупреждали эксперты. А это в свою очередь может обернуться ростом нестабильности. Вплоть до начала боевых действий в тех районах, где боевики попытаются вербовать людей и захватывать отдельные населенные пункты. Как известно, между группировками «Исламское государство» и «Талибан» довольно натянутые отношения. Не исключено, что ИГИЛ не дадут закрепиться в Афганистане их противники из других радикальных террористических организаций.
Информация о деятельности группировки на территории Афганистана довольно скудна и противоречива. Впервые эмиссары ИГИЛ появились в стране в конце прошлого года. А в январе 2015 года местные власти подтвердили сообщение о том, что джихадисты уже действуют на Юге Афганистана. 9 февраля ударом беспилотника был ликвидирован экс-командир движения «Талибан» Абдул Рауф Хадим, который, как предполагается, был связан с группировкой «Исламское государство».
Отношения между талибами и игиловцами далеко не безоблачны. «Талибан» и ИГИЛ конкурируют за лидерство среди радикальных исламистов. Начиная с 1999 года духовный лидер «Талибана» являлся носителем титула «амир аль-муминин» («повелитель верующих»). В июне 2014 года группировка ИГИЛ провозгласила создание Халифата со столицей в Мосуле. Тогда же Абу-Бакр аль-Багдади объявил себя халифом и принял титул «амир аль-муминин». Некоторые наблюдатели, впрочем, не исключают возможности налаживания контактов между «Талибаном» и ИГИЛ в будущем. Идея создания халифата без границ и государств во многом сближает эти две группировки.
Хотя террористам «Исламского государства» не удается повторить свои успехи, достигнутые в Ираке и Сирии и осуществить столь масштабные территориальные захваты в других странах ближневосточного региона, влияние этой могущественной группировки продолжает расти. Ячейки ИГИЛ появились в Пакистане, Ливии, Иордании, Саудовской Аравии, Йемене и Ливане. Однако джихадистам так и не удалось закрепиться в Афганистане.
Радикальные исламисты развернули свою деятельность на Синае. Силы безопасности Египта задержали в конце июня 15 террористов ИГИЛ. На днях боевики «Исламского государства» вновь напомнили о себе. В минувшее воскресенье было обнародовано видео жестокой казни египетских христиан-коптов в Ливии.
Ни одно правительство не поддерживает идею существования нового халифата. Даже сирийская оппозиция выступает против ИГИЛ. Международная антитеррористическая коалиция, инициатором которой стали США, включает в себя более 40 стран. Создание халифата — серьезный вызов всей системе международных отношений. Многие ближневосточные страны на время забыли о своих противоречиях и разногласиях и изъявили готовность объединить свои усилия в войне с этим мировым злом. Однако важно понимать, что проблема терроризма не решается при помощи одних только бомбардировок позиций исламистов. Боевики нередко скрываются среди гражданского населения и активно используют тактику партизанской борьбы.
Напомним, что в конце декабря 2014 года завершилась боевая миссия НАТО в Афганистане. Местные силы безопасности приняли на себя основную тяжесть борьбы с терроризмом. На этой неделе афганская армия предприняла атаку на позиции талибов в провинции Гильменд. Эта операция стала первой с момента окончания боевой миссии Североатлантического альянса в Афганистане. Несмотря на многолетние усилия афганских и натовских военных, направленные на обеспечение мира и безопасности в стране, группировка «Талибан» все еще сохраняет свою боеспособность и угрожает Кабулу новыми терактами и диверсиями.
Руководство халифата со своей стороны заявляет о намерении распространить влияние ИГИЛ далеко за пределы Ирака и Сирии. Афганским спецслужбам еще многое предстоит сделать, чтобы не допустить проникновения эмиссаров так называемого «Исламского государства» на территорию Афганистана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus