Меньше недели понадобилось парламенту, чтобы согласиться с изменением республиканского бюджета почти на триллион тенге и кардинальным пересмотром прогноза развития экономики на ближайшую пятилетку. Бюджетный процесс в законодательном органе все больше становится простой формальностью.
Нам советуют не просто затянуть старые длинные пояса, а купить новые укороченные
Происходившее на этой неделе в парламенте описывается буднично, словно дневник в соцсетях в стиле «проснулся, умылся, почистил зубы». На парламентском сайте сообщается: «Мажилис одобрил поправки правительства в бюджет на 2015-2017 годы». Прочитав это, можно подумать, что речь идет о косметических изменениях в несколько сот миллионов тенге. Хотя на самом деле речь о верстке нового, по сути, бюджета страны. А что еще важнее - о кардинальном пересмотре макроэкономических показателей. Эти изменения более чем серьезны, они дают совершенно новое видение экономических перспектив страны. А вы говорите - «поправки»…
Если раньше власть заявляла о том, что кризис пройдет достаточно быстро, нужно лишь перетерпеть, то новые макроэкономические прогнозы правительства на 5 лет вперед демонстрируют совершенно обратное. Они обещают не резкое замедление и последующий быстрый «отскок», а затяжное торможение и вступление страны в период вялого роста.
В 2015 рост ВВП оценивается в 1,5%, в 2016 – 2,2%, в 2017 – 3,3%, в 2018 – 3,6%, в 2019 – 4,1%. Если раньше средний темп роста экономики в предстоящей пятилетке прогнозировался в 5,78% в год, то теперь – 2,94%, то есть в два раза ниже.
А это уже совершенно иная модель социально-экономического развития. Ведь подобные темпы роста для развивающейся экономики, какой является Казахстан, крайне недостаточны, чтобы поддерживать социальные стандарты при быстро растущей численности населения. И уж тем более они недостаточны для того, чтобы продвигаться в глобальной системе координат. При таких темпах мы не только не сократим разрыв с развитыми экономиками, но и значительно отстанем от многих развивающихся государств.
Впрочем, большинству казахстанцев важнее другое: новые макроэкономические прогнозы означают, что резко усеченный бюджет – это реальность не только этого года, но и еще четырех лет подряд. Иными словами, правительство советует не просто затянуть старые длинные пояса, а купить новые укороченные.
Пальцем в небо
Вопрос лишь в том, насколько подобные пессимистичные прогнозы правительства на предстоящую пятилетку обоснованны. Оно исходит из того, что стоимость нефти не поднимется выше $50 в 2015-2017, а в 2018-2019 она увеличится до $60. Учитывая беспримерную волатильность нефтяных цен, которую мы сейчас наблюдаем, а также отсутствие в Казахстане серьезных аналитических возможностей по ее прогнозированию, все названные цифры – гадание на кофейной гуще.
Понятно, что это никакой не прогноз, а лишь среднее арифметическое между тем, что хотелось бы правительству, и тем, чего оно опасается. Компромисс между желанием показать как можно больший рост и боязнью не выполнить поставленные показатели.
С одной стороны, правительство перестраховалось, заложив цену в $60 за баррель – а это сегодняшний уровень - даже в 2019. Но, с другой стороны, оно излучает мало оправданный оптимизм по поводу физических объемов добычи нефти в Казахстане, ожидая, что они за пять лет вырастут на 12,5 млн тонн, или на 13%, достигнув 93 млн тонн.
Поэтому к механизму составления макроэкономического прогноза следует относиться с изрядной долей скепсиса. Правда, нельзя не согласиться с кабмином в том, что при сохранении цен на нефть экономику ждет застой, поскольку иных факторов роста нет. Достаточно обоснованно выглядят его прогнозы о том, что крайне медленно будет расти не только промышленность, но и сфера услуг. Обоснованно – и все же удивительно, поскольку кабмин тем самым заранее признает низкую эффективность второй промышленной пятилетки и ее неспособность изменить структуру экономики.
Голосовали, не читая?
Как бы то ни было, в парламенте достоверность макроэкономических прогнозов не обсуждалась. Собственно, и проект уточненного бюджета «пролетел» через нижнюю палату с такой скоростью, которая не оставляет возможности для детального изучения.
Примечательно, что мажилисменам хватило не просто одного пленарного заседания, чтобы одобрить правительственный вариант бюджета, но у них осталось время, чтобы на этом же заседании рассмотреть еще три законопроекта!
Такая скорострельность не удивляет, а удручает. Меньше недели понадобилось депутатам нижней палаты, чтобы проанализировать и утвердить изменения, включающие снижение ВВП на 2,4 трлн тенге, уменьшение налоговых поступлений на 960 млрд тенге, снижение расходов бюджета на 610 млрд тенге, перераспределение 101 млрд тенге в расходной части.
Разве это можно назвать ответственным отношением к деньгам налогоплательщиков? На самом деле это просто насмешка. Каждый, кто планировал бюджет размером хотя бы в несколько миллионов тенге, знает, сколько там нюансов и как это непросто. А тут решение о судьбе сотен миллиардов принимается с ошеломляющей легкостью, будто идет соревнование по скоростному бюджетированию. При этом абсолютно непонятно, ради чего приносится в жертву качество главного финансового документа страны.
Депутатов вполне можно понять. Действующий Бюджетный кодекс по минимуму описывает их участие в бюджетном процессе. И совершенно никакой их ответственности не устанавливает. Точно так же, как не предусмотрена ответственность правительства за макроэкономическое прогнозирование.
Правила комментирования
comments powered by Disqus