В Таджикистане состоялся первый этап проверки Международной организации гражданской авиации (ИКАО), который должен определить, насколько законодательство страны и работа госорганов в области контроля соответствуют нормам авиационной безопасности.
После последней проверки ИКАО в 2008 году мало что изменилось, хотя были приняты отдельные нормативно-правовые акты. В Таджикистане не смогли завершить процесс принятия всех документов, рекомендованных аудиторами еще 7 лет назад. Да и чтобы выполнить все требования ИКАО и соответствовать всем нормам Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, которую Таджикистан подписал, необходимо как минимум еще три-четыре года непрерывной работы.
Аудит ИКАО больше направлен на проверку госрегулятора на предмет осуществления контроля и надзора над выполнением международных норм безопасности полетов.
По итогам 2008 года были даны рекомендации ИКАО по 8 критическим элементам. Первый этап проверки в этом году прошел по 4 критическим элементам. Остальные показатели будут проверять в конце этого или начале следующего года.
В ИКАО дали Таджикистану время, чтобы принять необходимые меры по решению проблем в авиационном законодательстве. Но сможет ли страна осуществить все необходимое до следующей проверки, которая не за горами? Вопрос сложный, т.к. всё упирается в нехватку специалистов, знающих международные нормы и механизмы их внедрения в рамках государства. Немаловажную роль играет оплата труда таких специалистов.
Основные замечания аудиторов ИКАО заключаются именно в этом – в стране катастрофически не хватает специалистов в области авиации, знающих международное авиационное право и имеющих достаточную квалификацию для создания нормативов для выполнения страной норм безопасности полетов. Соответственно, раз нет специалистов, то и выводы ИКАО делает соответствующие, и говорить о достаточном надзоре над безопасностью полетов не приходится, а это основная стратегическая цель ИКАО.
В Таджикистане существует еще одна немаловажная проблема – не прописаны должным образом вопросы расследования авиапроисшествий и инцидентов, нет должного внимания к обучению и переподготовке специалистов внутри страны, существуют проблемы с сертификацией специалистов и порядком ведения надзора над соблюдением авиакомпаниями правил безопасности полетов.
Таковы были выводы прошлого аудита, и в этот раз мало что изменилось, хотя, как поясняет начальник департамента гражданской авиации Министерства транспорта РТ Анвар Нуров, в соответствии с дорожной картой, разработанной совместно с ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), из 87 нормативно-правовых актов в Таджикистане уже принято более 50.
«Проверка ИКАО выявила недостатки, но все же они признали, что в стране есть динамика роста, и они не говорили о том, что Таджикистан не соответствует нормам. Хотя не отрицаем, что есть проблемы, и надо их решать», - отметил он.
Нуров уверен, что Таджикистан сможет справиться с поставленной задачей и привести своё законодательство в соответствие с международными нормами в области авиации и что у страны нет риска попасть в так называемый «черный список» Евроконтроля.
Правительство страны в ближайший месяц начнет рассматривать проект Нацпрограммы по авиационной безопасности, который был разработан по рекомендации ИКАО и при технической поддержке Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Параллельно с этим будут разрабатываться и другие законы, инструкции и программы.
Другой немаловажный вопрос, который напрашивается сам по себе, – почему правительство не создаёт самостоятельный, единый орган, который бы занимался только вопросами авиации? Структура могла бы быть хозрасчетной и самостоятельной, не требующей государственных дотаций.
Специалисты отрасли поясняют, что финансирование структуры могло бы идти за счет предоставления лицензий, сертификатов летной годности и других сборов. Разрабатывался и вариант с финансированием структуры за счет небольшого процента от аэропортовых, топливных и навигационных сборов. В данном случае авиационная структура Таджикистана была бы собрана в едином контролирующем органе, а его специалисты получали бы достаточную оплату, чтобы быть заинтересованными в работе и развитии авиации в стране. Однако эта идея так и не была поддержана в правительстве.
«Черный» или «серый»?
Проверки ИКАО авиационные власти и авиакомпании Таджикистана ждали последние два года с опасениями, ведь если страну признают неспособной осуществлять должный надзор над авиационной безопасностью, то она будет внесена в так называемый «черный список» Европейской организации по контролю воздушного пространства (Евроконтроль), которая самостоятельно, на основе выводов инспекторов ИКАО, будет принимать решение.
Евроконтроль координирует и планирует управление воздушным движением для всей Европы, что дает ему право выступать в качестве судьи, в то время как ИКАО наделена полномочиями инспектирующего органа.
В 2008 году был проведен второй аудит, первый был проведен в начале нулевых. Тогда были даны рекомендации, которые должны были выполнить до следующей проверки.
Если страна не выполнит нормы ИКАО и ей дадут отрицательную оценку, то это «закроет небо Европы» для Таджикистана, и надолго. Хотя есть шансы, что хотя бы один самолет одной из таджикских авиакомпаний получит одобрение ИКАО и будет допущен к полетам в Европу, но это не решит проблем, которые последуют за этим.
Объясним конкретнее. Авиационные власти РФ могут ограничить полеты таджикских авиакомпаний на основе решения Евроконтроля. Это даст повод отдать все «жирные» рейсы российским авиакомпаниям, а рейсы, к примеру, «Таджик Эйр» в Москву могут быть сокращены до минимума – к примеру, до одного или двух раза в неделю. Сегодня авиакомпания летает в Москву ежедневно.
Пассажиры, конечно, от этого всего не пострадают, полеты будут выполняться, как и прежде. Однако местные авиакомпании будут терять во всем и вынуждены будут довольствоваться тем, что есть.
В таком случае правом ограничения полетов могут воспользоваться все страны - члены ИКАО, в том числе Турция, ОАЭ и др. Тогда для Таджикистана закроется небо не только Европы, но и других стран тоже.
Кроме «черного списка», есть еще и «серый список». Это так называемая лайт-версия «черного списка» - авиакомпания может продолжать летать по всем направлениям, по которым летала до попадания в «серый список», но не сможет начать полеты по новым направлениям, а если захочет, то столкнется с множеством проблем и барьеров.
Заместитель начальника Госслужбы по надзору и регулированию в области транспорта Министерства транспорта Таджикистана Рашид Дадабаев отмечает, что авиационные власти Таджикистана и «Таджикаэронавигация» и Международный аэропорт Душанбе не смогли в полной мере отчитаться по всем вопросам перед ИКАО.
«Риск попадания в так называемые «черный» и «серый» списки ИКАО есть всегда и у любой страны. Есть замечания относительно работы авиационных властей в части разработки нормативно-правовых актов и их применения, нехватки специалистов в надзорно-регулирующем органе», - говорит он.
По итогам аудита ИКАО 2008 года, по его словам, замечаний к безопасности полетов Таджикистану не было, т.к. страна на должном уровне содержала авиационный парк и организовывала воздушные перевозки. В последующие годы Таджикистан смог удерживать эту планку.
Дадабаев поясняет, что в конце этого года проверки ИКАО пройдут в авиакомпаниях на предмет проверки лётной годности и сертификации воздушных судов, и надеется, что проблем в этой части не будет.
Перед визитом ИКАО в Госслужбе был увеличен штат, однако заработная плата осталась на том же уровне (вопреки замечаниям ИКАО).
«Мы не можем набрать квалифицированные кадры. Сейчас набраны люди, у которых нет опыта работы, знания авиационного законодательства, иностранного языка, они, соответственно, не могут изучать документы ИКАО и международные авиационные документы, которые пишутся на английском языке», - говорит Дадабаев.
Дадабаев придерживается мнения, что без специалистов и огромных финансовых вливаний невозможно продвигать отрасль, и надеется, что за пару лет все требования ИКАО будут выполнены.
«За все эти годы наши специалисты не прошли курсы повышения квалификации, у надзорного органа нет возможности отправлять специалистов на переподготовку. В авиацию не направляются нужные объёмы финансирования», - говорит он.
Авиатор указывает на то, что авиационная сфера единственная, которая не имела проблем в Таджикистане в плане ограничений, как это часто происходит с железнодорожным и автомобильным транспортом, и авиация стоит того, чтобы обратить на неё больше внимания.
Результаты в режиме онлайн
На сайте ИКАО для каждой страны открыта страничка, где указывается степень выполнения страной норм, принятых ИКАО, по 8 показателям. Страницы доступны всем членам ИКАО. Данные, которые там приводятся, могут влиять на процесс переговоров, когда речь идет об открытии какого-либо рейса. Страна на основе этих данных может допустить или же запретить авиакомпании полеты на свою территорию, это касается и транзита.
Судя по этим данным, последнее обновление на странице Таджикистана было осуществлено в августе 2013 года. Самый высокий процент за несоблюдение норм ИКАО Таджикистан получил за систему аэронавигации (Air Navigation System - ANS) – 65,2%, а самый низкий процент, и соответственно лучше всего исполнено - в части системы выдачи свидетельств авиационному персоналу (Personnel licensing system - PEL), 17,4%.
Далее, в части содержания лётной годности воздушных судов (AIR) Таджикистан не соответствует нормам на 64,2%. Показатель неэффективной реализации (LEI), характеризующий неспособность государства осуществлять контроль за обеспечением безопасности полетов, рассчитываемый по каждому критическому элементу, каждой области проверки или в качестве общего показателя, для Таджикистана оценен в 45,3%.
Данные страны обновляются после того, как страна отчитается о выполненной работе перед ИКАО, либо же после проведения аудита или проверки со стороны ИКАО.
Список запрещенных
В последней версии списка ненадежных авиаперевозчиков, опубликованного в декабре 2014 года на сайте Евроконтроля, таджикских авиакомпаний нет, но есть авиаперевозчики Казахстана, Кыргызстана, Афганистана. Лишь «Эйр Астане» европейские авиационные власти дали право пересекать воздушное пространство еврозоны, и то в ограниченном порядке. Казахстан в «черном» списке с 2009 года. На этот раз список был увеличен за счёт запрета ливийских авиакомпаний.
В Евроконтроле поясняют, что в «черный список» вносятся авиакомпании, которые не в состоянии соблюдать международные нормы в области безопасности полётов или чьи органы гражданской авиации не в состоянии обеспечить безопасность и должный надзор.
Правила комментирования
comments powered by Disqus