В мае в Туркменистане заканчивается действие Соглашения о двойном гражданстве с Россией. Это значит, что местные жители, имеющие как туркменское, так и российское гражданство, вынуждены будут сделать очень непростой выбор, который в конечном итоге может привести даже к отъезду из страны проживания.
Туркменистан предложил России ввести институт двойного гражданства в 1993 году. Тогда это было расценено как жест доброй воли со стороны соседней республики. Но уже в 2003 году был подписан протокол о прекращении действия Соглашения о двойном гражданстве, причём опять-таки по инициативе туркменской стороны. Тогда же местные власти объявили, что бипатриды, имеющие как туркменское, так и российское гражданство, должны в течение двух месяцев определиться со своим статусом. И только протест МИД России, обратившего внимание туркменских властей на несоответствие данного решения нормам международного права, способствовал отмене неправомерного требования. В результате бипатридам, получившим российское гражданство до 2003 года, разрешили его оставить.
Но дело в том, что в течение переходного периода - с 2003 года по май 2015, когда действие Соглашения будет прекращено, - российское гражданство получили ещё порядка 7500 человек (всего за 22 года действия Соглашения бипатридами стали более ста тысяч граждан Туркменистана). И вот сегодня эти несколько тысяч российских соотечественников, проживающих в Туркменистане, оказались в очень непростой ситуации.
В 2008 году в республике была принята новая Конституция, в которой говорится, что за гражданами Туркменистана не признаётся гражданство других государств. В самой этой формулировке нет ничего особенного. Но дело в том, что Туркмения - это страна с особым режимом выезда: отправиться за рубеж может лишь тот, кто имеет официальное разрешение. Подобное разрешение не выдаётся без визы страны выезда (в том числе и России, с которой также введён визовый режим). Но тем, кто имеет второе российское гражданство, виза для поездки в Россию не нужна. В результате получается своего рода замкнутый круг.
Кроме того, с июля 2013 года выехать из Туркменистана можно лишь по загранпаспортам нового образца. Но дело в том, что получившим второе российское гражданство после 2003 года, отказывают в выдаче новых документов, требуя определиться – гражданами какой из стран они предпочитают остаться.
По словам руководителя отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ Александры Докучаевой, в последнее время увеличилось количество обращений от российских соотечественников, имеющих как российское, так и туркменское гражданство, с просьбой помочь им в этой непростой ситуации. В частности, она напрямую затронула десятки выпускников школ, получивших квоту на бюджетное обучение в российских вузах, которые не могут выехать на учёбу из-за проблем с получением загранпаспорта нового образца.
Также, по словам Александры Докучаевой, соотечественники жалуются на постоянное давление со стороны местных органов безопасности, чьи представители регулярно приходят к ним домой, чтобы выяснить, определились ли они со своим выбором. Давление также оказывается и на детей в школах, от которых требуют повлиять на родителей.
Между тем, сделать выбор между туркменским и российским гражданством не так-то просто – и в одном, и в другом случае человека ждут серьёзные проблемы. Отказ от туркменского гражданства автоматически превращает человека в иностранного гражданина. По местным законам проживать на территории Туркменистана он может лишь, получив вид на жительство. Но как заметила Александра Докучаева, сделать это практически невозможно. Российские соотечественники, с которыми она общалась, признают, что в этом случае легче просто уехать из страны. Тем более, что устроиться на работу без вида на жительство всё равно не удастся.
В свою очередь отказ от российского гражданства также влечёт за собой ряд негативных последствий. На семинаре в Институте стран СНГ, посвящённом положению российских соотечественников в Туркменистане, прозвучали весьма красноречивые факты, свидетельствующие о выдавливании русского населения из страны. В частности, сфера применения русского языка постоянно сужается. Например, в Туркменистане осталась всего одна русская школа в Ашхабаде. Там же действует и единственный вуз – филиал российского, в котором преподавание ведётся на русском языке. Русские общины в стране отсутствуют, поскольку их создание официально запрещено. Существует лишь одно общество культурных связей с Россией, созданное при содействии МИДов обеих стран. В таких условиях поддерживать свою культурную и национальную идентичность русскому населению чрезвычайно сложно. Неудивительно, что за годы после распада СССР количество русских в Туркменистане уменьшилось в несколько раз и сегодня составляет порядка ста тысяч человек.
Понятно, что в таких условиях рвать связи с Россией, отказываясь от российского гражданства, нашим соотечественникам также невыгодно. И единственная их надежда – на помощь российского МИД. Присутствующий на семинаре заведующий отделом в Третьем департаменте стран СНГ МИД России Алексей Тимофеев подтвердил, что вопрос по ситуации с бипатридами постоянно поднимается на встречах руководства обеих стран. В частности, он был затронут во время общения российского и туркменского президентов на полях Каспийского саммита. Во время недавнего визита в Ашхабад министра иностранных дел России Сергея Лаврова эта тема также обсуждалась.
Как заявил Алексей Тимофеев, и Россия, и Туркменистан заинтересованы в благоприятном разрешении ситуации с бипатридами, из которой необходимо выйти цивилизованно, не навредив отношениям. При этом позиция МИД России такова: все бипатриды должны сохранить статус двойного гражданства, независимо от времени его приобретения.
Представитель МИД России выразил надежду на успешное завершение переговоров. Тем более, что ждать осталось недолго – действие Соглашения о двойном гражданстве заканчивается 18 мая.
Правила комментирования
comments powered by Disqus