Взлеты и падения составляют естественный цикл в истории любой страны. Не обошел этот цикл стороной и молодое Казахское ханство. При хане Касыме государство номадов находилось на пике своего могущества, но после его смерти наступила полоса неурядиц, охватившая временной отрезок примерно в тридцать лет до середины XVI века. В это время степные правители неустанно сталкивались в кровавых междоусобицах, исчезали целые аристократические роды. Ситуацию усугубляло и крайне сложное внешнеполитическое положение государства...
На краю гибели
Те самые жившие в Семиречье моголы, что еще совсем недавно предоставили земли основателям Казахского ханства Жанибеку и Керею, теперь вступили в союз с прочно занявшими Мавераннахр (междуречье Сырдарьи и Амударьи) шибанидами. Случилось это после того, как в 1526 году казахи присоединили Семиречье к своему государству, а моголы удалились в нынешний Синцзян.
Разорвал традиционную для моголов дружбу с казахами в 1533 году хан Абд ар-Рашид. После этого на многие десятилетия между Иртышом и Сырдарьей заполыхала война. К тому же у казахов появился еще один враг – калмаки. Этот западномонгольский народ называл себя ойратами. Из-под власти общемонгольского хана они вышли во второй половине XIV века. До поры до времени ойраты были не слишком сильным народом. Но стоило появиться у них энергичным предводителям, как объединившиеся ойраты стали играть в регионе большую роль. Еще до образования Казахского ханства их войска доходили до Сыгнака на средней Сырдарье, где успешно громили воинов Абулхаира…
Вот в такой сложной ситуации и началась в Казахском ханстве смута.
"В этом нет ничего особенного. Любое государство переживает расцвет и упадок; это циклический процесс. Можно говорить лишь об уровне расцвета и упадка, – пишет доктор исторических наук Т. Султанов. – Так что, пока вертится колесо истории, были и будут смутные времена на земле, была и будет смута внутри людей. В такое время потенциальная возможность узурпации власти достигает своей наивысшей точки или в стране возникает многовластие. По крайней мере, так было в истории первого казахского государства".
А теперь посмотрим, кто управлял государством в "его минуты роковые".
Хан Мамаш
В 1518 году (по самой распространенной версии) скончался великий хан Касым, и престол Казахского ханства занял его сын Мамаш.
Какие-либо значительные события его правления исторические источники не сохранили. Известно только, что на престол он вступил уже пожилым человеком, поскольку за пять лет до этого, когда Мамаш с группой других казахских султанов встречал могольского хана, ему было около пятидесяти лет.
Принято считать, что хан Мамаш "обладал качествами отважного витязя и искусного полководца". Однако правление его было совсем недолгим, в 1521 или 22 году он погиб. "Тарих-и-Рашиди" сообщает, что хан погиб в сражении, задохнувшись от тяжести боевых доспехов. Мы даже не знаем, были ли у него дети. Со смертью Мамаша в ханстве обострилась борьба за власть.
Хан Тахир
После Мамаша престол Казахского ханства занял его двоюродный брат Тахир. Т. Султанов пишет: "Судьба Тахира – сплошная череда счастья и несчастья, взлетов и падений: поистине драматичным, даже трагедийным был закат его жизни, а на ее заре – в детстве, юности – он, старший сын влиятельнейшего казахского султана Адика (умер в 1503 г.), внук одного из основателей Казахского ханства, был счастлив и беззаботен".
Родители Тахира подолгу жили в Ташкенте, где он обучался в школе. Но уже в детстве он отличался очень нелегким характером. Его современник историк Мирза Хайдар Дулати, лично знавший хана, сообщает, что по природе своей это был человек злой и жестокий, крайне подозрительный.
В 1522 году, после смерти хана Мамаша, казахская знать начала делить власть, улусы и пастбища. В эту борьбу ввязался и род, который возглавлял султан Тахир. Детали этой борьбы неизвестны, но ясно, что Тахиру повезло, и уже при описании событий 1523-24 годов, связанных с очередной войной между казахами и шибанидами, историки того времени называют Тахира ханом.
Увы, правление его было несчастливым. Процитируем Т. Султанова: "Оглядываясь на прошлое, на правление хана Тахира, нельзя не обратить внимание на то, что он не сумел найти общий язык со степной знатью и своим народом: по свидетельству Мирзы Хайдара Дулати, казахские султаны и бии неоднократно покидали своего верховного предводителя, и в ряде случаев кыргызы оставались более верными подданными Тахира, чем сами казахи. Что бы Тахир-хан ни делал, все делалось с трудом, и все его начинания кончались неудачами. Он не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами, о чем свидетельствуют его неоднократные военные поражения и дипломатические неудачи".
Обратимся к конкретным примерам. В начале своего правления Тахир рассорился с мангытами и был вынужден во главе 200 тыс. подданных откочевать в Моголистан. Зимой 1525-26 гг. в районе Туркестана он был разбит войсками правителя Ташкента.
К середине 1526 года дела Тахир-хана пошли совсем плохо. Вот как описывает ситуацию Хайдар Дулати: "Просвещенные сердца султанов отвратились от него; у него был брат Абу-л-Касим-султан. Народ считал, что жестокости Тахир-хана исходят от него. Сразу же рукой победоносной умертвили его. И затем весь этот народ разом отделился и покинул его".
Но, как это ни парадоксально, именно в 1526 году произошло важнейшее для судеб казахов событие: под их власть перешло все Семиречье, без которого сейчас просто невозможно представить себе Казахстан. Брошенный же своими подданными хан был вынужден уйти к кыргызам. К середине 1529 года часть казахов (до 20 тыс. – в десять раз меньше, чем в начале правления) вернулась к Тахиру. По сообщениям тогдашних историков, с ними он "бросался из стороны в сторону".
Известно также, что именно хан Тахир первым из казахских правителей вступил в войну с калмаками. И против них он построил некую крепость Джатан, однако, где она располагалась, сейчас неизвестно.
Пример хана Тахира подтверждает теорию о том, что в государствах кочевников влияние правителя зависело не от его легитимности, а от личных качеств, и если хан оказывался человеком без достоинств, подданные его попросту бросали.
Умер хан Тахир в 1531 или 32 году в полном забвении. У него был сын, но история не сохранила его имени. Известно только, что он до самого конца не бросил отца…
Буйдаш - неприметный хан
Следующим ханом эпохи "смутного времени" был родной брат Тахира - Буйдаш. Парадокс, но о его двадцатилетнем (!) правлении практически ничего не известно. Как мы уже отмечали в предыдущих статьях, собственной письменной историографии в Казахском ханстве не было, а летописцы из окрестных государств упоминают о Буйдаше лишь дважды. Обратимся к этим двум сохранившимся упоминаниям.
В первом говорится о набеге молодого моголского султана на казахов и кыргызов. Чтобы бороться с общим врагом, последние объединились, и их войско возглавил Буйдаш-хан. Он нагнал возвращавшихся домой с добычей моголов и разгромил их, при этом их предводитель Абд ал-Латиф-султан погиб. Хан моголов, отец погибшего султана, немедленно собрал войско и догнал армию Буйдаш-хана на берегах Иссык-Куля. В последовавшей затем жестокой битве Буйдаш-хан потерпел поражение.
Во втором сообщении уже Буйдаш-хан выступает в роли завоевателя. В конце 1559 года он во главе ополчений двадцати казахских султанов выступил на завоевание Мавераннахра. Казахское войско дошло до Сайрама. Местные жители не могли оказать сопротивление, но им на помощь с юга пришли войска шибанидов. Дальше хронист Убайдулла Самарканди описывает жестокую битву, в которой сначала побеждали казахи, но вдруг поднялся сильнейший ветер и понес тучи пыли прямо в лицо воинам Буйдаш-хана. Ветер "столь сильно одел их тучами пыли, что они обратили тыл и доставили победу оседлому населению". Разгром был полным. В этой битве погибли и сам Буйдаш-хан, и все двадцать казахских султанов.
Келте ханлар
Именно так историк Кадырали-бек, живший полвека спустя после описываемых событий, называет мелких ханов, правивших отдельными кланами казахов параллельно с ханами главными. Именно изобилие келте ханлар можно считать одной из главных примет "смутного времени" в Казахском ханстве. Известны имена двоих из них: хан Ахмат погиб в войне с ногайцами, а хан Тугум пал в войне с ханом моголов, при этом вместе с ним погибли 37 султанов.
Конец "смутного времени" наступил с приходом к власти сына великого Касым-хана – Хак-Назара. В Казахском ханстве начался очередной период процветания.
Правила комментирования
comments powered by Disqus