Члены правительства Казахстана недавно отчитались о реализации новых поручений президента. Среди наиболее приоритетных задач называют создание на базе страны особого транспортно-логистического хаба, который соединит торговые потоки Европы и Азии. О том, что идеи транспортного хаба начинают воплощаться в жизнь, сообщил президент компании «Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин. По его словам, «на Евразийском пространстве с участием Казахстана складывается новая архитектура транспортных коридоров». В этой связи опровергается утверждение, что евразийские интеграционные проекты и китайские внешнеторговые инициативы конкурируют друг с другом. На примере Казахстана можно видеть, что китайские и евразийские внешнеэкономические проекты взаимодополняемы.
«Новая архитектура транспортных коридоров» представляет собой инновационную логистическую сеть транспортных потоков. Исторически сложилось так, что Казахстан находится на их пересечении. Товарооборот между странами Востока, Россией и Западом стремительно увеличивается. В этой связи Республика Казахстан принимает на себя роль логистического центра международного масштаба. Стоит отметить, что меняющаяся геополитическая реальность современного мира этому только способствует. Развивающиеся страны региона выходят на новый уровень, и многие сложившиеся монополисты Запада вынуждены под эти новые реалии подстраиваться. Астана, выступая на мировой арене глобальным медиатором, продвигает собственные интересы, чем и обусловлены последние инициативы правительства. «Нурлы Жол», программа форсированного индустриально-инновационного развития и другие государственные проекты соответствуют вектору развития. Однако транспортная инфраструктура Казахстана пока не дотягивает до заявленного уровня, и для ее совершенствования сегодня в приоритете несколько проектов.
Прежде всего, стоит отметить, что несмотря на наличие сформированной политики транспортного развития, в стране есть несколько минусов, мешающих Казахстану достичь уровня регионального транспортного хаба. Ввиду того, что Республика Казахстан является внутриконтинентальным государством, стране гораздо сложнее наладить выход к основным торговым путям. Наличие портов в бессточном озере Каспийского моря проблему не решают. По этой причине Астана вынуждена искать новые методы логистического развития. Возможным решением проблемы является инструмент «сухих портов». Подобным «сухим портом» является свободная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота». Эта СЭЗ предполагает наличие железнодорожной инфраструктуры и автомагистрали, которые соединят Западную Европу и Западный Китай. К тому же, в интересах Казахстана придать импульс развитию воздушного транспорта, что также вписывается в концепцию формирования транспортного хаба.
Некоторые склонны противопоставлять стратегию Казахстана транзитным возможностям России, так как множество торговых путей сегодня проходит именно по территории Российской Федерации. Однако их назначение и концепция транспортного узла Казахстана не конкурируют. Россию на региональной и мировой картах рассматривают как продавца и как рынок. При этом, основная статья экспорта – это, конечно, сырье. В этой связи в торговом отношении России важно диверсифицировать поставки именно энергоресурсов. Например, недавно было объявлено о начале строительства газопровода в Китай. Кроме того, 150-миллионный рынок России рассматривается в качестве одного из приоритетных во внешней торговле, а формирующий логистический хаб Казахстан облегчает транспортную составляющую. В этой связи рассматривать транспортно-логистические проекты евразийцев в качестве конкурентов некорректно. К тому же, почти все транспортные пути России и Казахстана взаимосвязаны, поэтому будет верно рассматривать их в качестве единой системы, которую Казахстан стремится развить.
Правила комментирования
comments powered by Disqus