90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Жизнь ковра в Таджикистане: нечто большее, чем предмет интерьера

26.03.2013 15:00

Общество

Жизнь ковра в Таджикистане: нечто большее, чем предмет интерьера

От того, какой ковер в доме, судят о хозяевах, об их чистоплотности и достатке - чем он чище и больше, тем обеспеченнее семья.

Ковры в Таджикистане не просто домашний атрибут, это нечто большее. К примеру - лучший подарок, рассказывает корреспондент «МИР 24» Вера Исмаилова.

Над тем, что подарить матери на юбилей Рухшона думала долго. Как-никак 70 лет дата особенная. Украшения и наряды вряд ли порадуют, от фарфора и хрусталя и так шкафы ломятся. Решила подарить саму маму, но в виде изображения на ковре.

«Долго искала фото в семейном альбоме. Нашла то, которое маме понравилось», - делится жительница Душанбе Рухшона Ганиева.

На изображении женщине 45 лет. Здесь она начальник прядильного цеха чулочно-носочной фабрики. Сейчас она пенсионер, мать 6 детей, бабушка 18 внуков и 6 правнуков. Подарок растрогал ее до слез.

«Это очень трогательный и дорогой моему сердцу подарок. С этой фотографией связано много приятных воспоминаний, которые ожили в моей душе. Повешу на стену в зале, пусть глаза радуются», - рассказывает Саъдуллоева Мохшариф.

Ковры на стенах, на потолках - так уж принято в Таджикистане. Причем у каждого ковра свое назначение. Есть, например, совсем маленькие - молитвенные. Сулаймон Захидов с ним не расстается. Берет с собой, даже когда выходит из дома. Ведь совершать намаз мусульманину положено 5 раз в день. Такой коврик есть у каждого мусульманина. По размеру он небольшой - лишь для того, чтобы совершать земные поклоны.

«Этот молитвенный коврик, который у нас называется «чои намоз» для меня очень много значит. Постелив его, я отгораживаю себя от внешнего мира, временно отделяю себя от мирской суеты. Я погружаюсь в свои мысли, обращенные к Всевышнему», - рассказывает Захидов.

И молитвенные коврики, и шикарные огромные ковры во всю стену изготавливают на севере республики, на знаменитом Кайракумском заводе. Сердцем завода по праву является музей. Здесь находятся ковры со старинными узорами и писк моды – портреты: Эмомали Рахмон со своей матерью, глава российского государства Владимир Путин с супругой, или дружественное политическое фото на ковре - Эмомали Рахмон со своим российским коллегой.

Завод работает с конца пятидесятых годов прошлого столетия. Когда-то здесь трудились тысячи человек, в цехах не смолкал шум станков, какое-то время было затишье. После распада Союза многие предприятия в республике переживали тяжелые времена - одни закрывались, другие работали в убыток. Кайракумский завод выстоял и сейчас набирает прежние обороты.

Недавно здесь закупили немецкие станки, теперь ждут новое оборудование из Бельгии. Пока есть спрос, а эти ковры раскупают не только в Таджикистане, но и в Кыргызстане, Казахстане, России и Китае - решили увеличить объем производства.

«Новая технология позволила нам увеличить объемы выпускаемой продукции. Если раньше в год мы изготавливали 150 тысяч квадратных метров ковров, то сейчас уже миллион квадратных метров. Видите - какая большая разница? И это не предел. Мы планируем довести производство до полутора миллионов», - рассказывает генеральный директор ООО «Ковры Сугда» Шариф Ходжибаев.

Здесь стараются учитывать любые капризы покупателей. Не желаете классику, говорят мастера, подберем узор под интерьер дома. Кстати, у многих узоров есть свои названия: «шохона», «шохин», «гулоро», «некадам» - в переводе «королева», «сокол», «цветник», «желанный».

«Ковры с классическим дизайном всегда пользовались спросом. В последнее время узор зависит от интерьера. Например, абстрактные ковры в стиле модерн», - отмечает генеральный директор ООО «Ростои Сугд» Акмал Джурабаев.

На столичном рынке все стены и полы буквально устланы коврами. Шоира товар на продажу привозит не только с севера республики, но и из Турции, Ирана и Китая. Правда, последние - дороже, признается продавщица.

«У меня очень много покупателей. Бывает, что в день продаю до 10 ковров, а в праздничные дни или на выходные и того больше. Так что ковры у нас это ходовой товар. Только успевай привозить», - рассказывает продавец Шоира Джобирова.

Раскупают в зависимости от сезона. Сейчас весна, праздничные дни, самый разгар торговли. От покупателей отбоя нет. Кто-то берет в подарок на Навруз, кто-то на рождение ребенка, кто-то на юбилей. Зубайдулло выбирает подарок на свадьбу. Друг детства женит сына. На такой праздник идти с пустыми руками просто грех.

«Я долго думал над тем, что подарить. Решил, что лучше ковра подарка не найти. Правда, долго выбирал. Уж больно богатый выбор. Остановился на этом ковре. Он и большой и стоит недорого - около шестидесяти долларов. Зато у новобрачных память останется обо мне на всю жизнь», - делится житель Душанбе Зубайдулло Исроилов.

Пока одни покупают новые ковры, другие - приводят в порядок старые. Весной в Таджикистане принято обновлять дома. Навруз принято праздновать в чистом, убранном до блеска помещении. И во многом от того, какой ковер в доме, судят о хозяевах - об их чистоплотности и достатке. Чем он чище и больше, тем обеспеченнее семья. Таковы традиции. Ведь ковер в Таджикистане - это больше чем просто ковер.

 

Источник: МТРК "Мир"

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

26.03.2013 15:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Нурбек Мурпазылжанович Мурашев

Мурашев Нурбек Мурпазылжанович

Министр сельского хозяйства Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
Свыше 1,56 млн

этнических казахов проживают на территории Китая

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30