Недавно пограничная служба МВД Афганистана в ответ на заявления генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Н. Бордюжи сообщила, что ситуация на афганистанско-таджикистанской границе не вызывает беспокойства. Чуть ранее Н. Бордюжа находясь в Душанбе заявил, что в случае необходимости силы ОДКБ могут быть стянуты к границе в течение трех суток.
О контексте этих заявлений сейчас вести разговор актуально. И вот почему. Кыргызстан и Таджикистан обладают самыми малочисленными вооруженными силами среди республик Центральной Азии. У этих стран нет даже малочисленных сил быстрого реагирования. Таджикистан имеет всего 7 000 штыков, что ставит его в один ряд с маленькой и территориально расположенной в благополучной с точки зрения безопасности европейской Словенией. Согласно другим данным, численность таджикистанской армии несколько больше. В 2013 году одно информационное агентство сообщало, что численность армии оценивается примерно в 20 тысяч человек.
При этом в Таджикистане (а точнее в Душанбе) располагается 201-ая российская военная база. Членство Таджикистана в ОДКБ придает стране дополнительную (если не сказать основную) уверенность. Помощь России Таджикистану может оказать значительное воздействие на безопасности и стабильность в регионе.
В свое время значительные инициативы по расширению военного сотрудничества с Таджикистаном проявляла также Индия. Дели присутствует в регионе как противовес влиянию Пекина и Исламабада. В 2002 году Индия подписала договор о сотрудничестве в военной сфере с Таджикистаном и потратила около 70 млн. $ на реконструкцию аэропорта, однако дальше этого дело не пошло.
Впрочем, в последнее время Таджикистан активно занимается своим сектором безопасности. Совсем недавно в Хетлонской области Таджикистана (на границе с Афганистаном) проходят военные учения, в которых, по официальным данным, задействовано порядка 50 тысяч человек (не все из них военные, часть составляют местные служащие). Официально озвученная цель учений – установление уровня боеготовности силовых структур в отражении атаки боевиков.
Решение о проведении военных учений было принято на фоне поступающих сообщений об угрозе безопасности Центральной Азии. Прежде всего, речь идет о «Исламском государстве», Талибане. Помимо них, упоминается и группировка «Хорасан», точный состав и подлинность функционирования которой не подтверждается. В любом случае, экстремисты, как отметил замминистра обороны России Анатолий Антонов «начинают жать на южные границы наших союзников, в первую очередь по ОДКБ». Понятно, что в первую очередь Антонов подразумевал под союзниками Таджикистан.
На этом фоне заявления генсека ОДКБ Н. Бордюжи крайне важны с точки зрения сохранения стабильности в обществе. Уже неоднократно в СМИ официальные лица озвучивали информацию о концентрации на границе с Таджикистаном афганистанских боевиков. На границе двух государств функционирует целая инфраструктура экстремистов, включая базы и лагеря для подготовки. Все это, безусловно, тревожит таджикистанские элиты. В этом контексте Н. Бордюжа еще раз заверил руководство Таджикистана в том, что ОДКБ, основную нагрузку в которой несет Россия, верен союзническим принципам и в соответствии с целями организации готова оказать помощь.
Действительно, значение ОДКБ для сектора безопасности Таджикистана трудно переоценить. В свете перманентных угроз дестабилизации значение этой организации будет только возрастать. Тем временем, сразу же после вхождения в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Кыргызстана актуализируются вопросы о включении в состав участников организации Таджикистана. Готов ли к нему Таджикистан, и сами страны-участники ЕАЭС – вопрос, однозначного ответа на который пока нет. Однако есть понимание, что сектор безопасности Таджикистана необходимо укреплять. Дело в том, что по данным российского ФСКН от наркотиков, а точнее афганистанских опиатов, в России ежегодно гибнут около 100 тысяч человек.
Парадокс российской внешней политики заключается в том, что страны, которым Россия оказывает масштабную помощь, доставляют ей больше всех угроз в секторе безопасности. Таджикистан находится в ряду этих стран. Существует мнение, что местные элиты контролируют наркопотоки и не заинтересованы в их перекрытии.
Однако уже сейчас понятно, что без помощи ОДКБ Таджикистану в одиночку противостоять угрозам экспорта афганской нестабильности невозможно. Поэтому в ближайшие годы можно будет говорить о более тесном взаимодействии с Россией. Одним из пунктов такого сотрудничества мог быть вопрос о возвращении российских пограничников на таджикистанско-афганистанскую границу. Однако пока Душанбе демонстративно отказывается от такого варианта развития событий.
Правила комментирования
comments powered by Disqus