На фоне объединения афганских радикальных экстремистов с ИГИЛ, в среднеазиатских странах усиливают меры безопасности на границе и рассказывают гражданам о потенциальных угрозах.
Недавнее появление отрядов «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Северном Афганистане усиливает беспокойство экспертов в сфере безопасности в соседнем Узбекистане.
Появление ИГИЛ у самых «ворот в Среднюю Азию» означает, что потенциальная угроза превысила уровень терактов и боевых операций, сказал «Средней Азии в Интернете» аналитик Службы национальной безопасности (СНБ) Бахтиер Шарафов.
«Современная война с ИГИЛ и их подручными приобретает все больше и больше черт гибридной войны. Это комбинация военных и невоенных методов», - добавил он.
Службы безопасности Афганистана подтвердили, что боевики ИГИЛ скрываются вдоль границы с Туркменистаном и увеличили активность на узбекской границе, говорит Шарафов.
С ним соглашается аналитик Николай Бобкин.
«Активность ИГИЛ не ограничивается какой-то одной частью Афганистана, - сказал он «Средней Азии в Интернете». - Боевики ИГИЛ расширяют работу по вербовке в свои ряды на севере этой страны».
Базирующиеся в Афганистане экстремисты, помимо ведения войны, отправили своих эмиссаров в Узбекистан и другие среднеазиатские страны с задачей вести пропаганду, о чем стало известно узбекским спецслужбам, отметил Шарафов.
«Сегодня Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и ИДУ, финансируемое Тахиром Юлдашевым и Джумой Намангани, – это не одно и то же движение, - сказал он. - Некогда это была независимая организация, а сегодня это разномастные боевики, которые за деньги предлагают свои услуги более мощным группировкам».
Агитаторы ИГИЛ ведут работу по подрыву государственной власти, вербуют тайных сторонников и провоцируют беспорядки, утверждает ташкентский политолог Яксарт Садиков.
«Вот почему к появлению в округах Алмар и Кайсар афганской провинции Фарьяб многочисленных узбекских боевиков, сотрудничающих с талибами, нужно относиться очень серьезно», - сказал он, имея в виду недавние информационные сообщения.
Из 5000 членов ИДУ около половины – выходцы из Узбекистана, заявил представитель СНБ, который попросил остаться неназванным из-за конфиденциальности переданных им сведений.
«Они не из тех трех миллионов этнических узбеков, живущих в Афганистане. Это узбекские граждане, завербованные ИДУ», - сказал он «Средней Азии в Интернете».
Защита границ от ИГИЛ
Власти среднеазиатских стран реагируют на угрозу, укрепляя границы.
Узбекские аналитики и представители спецслужб с беспокойством наблюдают за развитием событий в Южном Кыргызстане и Таджикистане. В Ферганской долине, которая находится на территории трех стран, давно отмечено присутствие фундаменталистов.
«Мы не должны недооценивать постоянство и упорство, с которыми террористы создают проблемы в приграничных районах», - сказал политолог из Ташкента Садиков, добавив, что ИГИЛ и другие боевики активно проверяют среднеазиатские границы, выискивая уязвимые места.
Одна из стран, испытавших это на себе, – Туркменистан, где в 2014 году талибы убили из засады нескольких пограничников.
Власти Туркменистана в минувшем году призвали Кабул устроить военные операции в пограничных с Туркменистаном провинциях. В декабре боевики совершили нападение в округе Хамьяб афганской провинции Дзаузджан, убив начальника анти-террористического полицейского подразделения Мухаммеда Несима.
В это же время афганские боевики похитили в декабре четверых таджикских пограничников, когда те, в поисках дров, оказались на территории провинции Кундуз. Похитители недавно переправили своих пленников вглубь Афганистана , сообщили СМИ, хотя правительство Таджикистана пытается добиться освобождения похищенных.
Боевики не могут сравниться с армией
Угроза вызывает тревогу, однако есть и поводы для оптимизма.
Отряды боевиков вроде ИДУ никогда не могли воевать на равных с регулярными войсками, такими как армия Узбекистана.
Вдобавок, сотрудничество среднеазиатских спецслужб с афганскими коллегами выглядит более плотным, и в регионе это заметно на примере совместных программ по обеспечению безопасности на границах, которые проводятся с помощью ЕС.
Тем временем, граждане также видят необходимость участия в этом вместо праздного наблюдения за работой военных.
Люди, в большинстве своем, понимают, что ИГИЛ хочет отбросить всех во времена раннего ислама, сказал «Средней Азии в Интернете» лидер махаллы (института местного самоуправления в странах Средней Азии) Иззат Хамидов из Алмалыка (Ташкентская область).
«Наша задача в том, чтобы организовать большую просветительскую работу, - говорит он. - Мы проводим собрания махаллы, приглашая не только активистов, но и людей, склоняющихся к радикальной идеологии, и показываем им видео-ролики, снятые ИГИЛ. Когда радикально настроенные люди видят эту мерзость – беззаконие, казни и другие убийства, издевательства над женщинами – почти все они понимают, что это тупик».
Начиная с января, Фонд «Маданият ва Марифат» проводит встречи по всему Узбекистану. На этих собраниях сотрудники спецслужб и политологи показывали видео-материалы о жизни в районах, где верховодит ИГИЛ.
«Я был в шоке: это поразительно отличалось от того, что они пишут или показывают в социальных сетях, - рассказал 30-летний житель Коканда Абдувахоб Джаббаров в интервью «Средней Азии в Интернете». - На этих кадрах показано, как они без суда и следствия расстреливают целые толпы людей, продают и покупают девушек... Нам здесь такой "ислам" не нужен».
Правила комментирования
comments powered by Disqus