90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Спорные гидроэлектростанции Кыргызстана и Таджикистана – проблемы решаются

31.03.2015 18:54

Энергетика

Спорные гидроэлектростанции Кыргызстана и Таджикистана – проблемы решаются

Электроэнергетические проекты стран Центральной Азии сегодня находятся в завершающей стадии реализации. Заручившись поддержкой крупных региональных игроков, Центрально-Азиатские столицы продвигают проекты важных для них электростанций. Речь идет, прежде всего, о Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане и Рогунской ГЭС в Таджикистане. Значение этих объектов для электроэнергетической карты стран Центральной Азии трудно переоценить. Об их строительстве говорят уже далеко не первый год, и сейчас прослеживается тенденция к завершению затянувшихся споров. Однако, несмотря на то, что международные экспертные институты одобрили строительство гидроэлектростанций, сегодня до сих пор возникают трудности при реализации проектов.

Самые «неудобные» барьеры для строительства гидроэлектростанций некогда ставил соседний Узбекистан. Многие эксперты были убеждены в том, что отключение от газоснабжения юга Кыргызстана и другие экономические препоны были обусловлены именно проектом Камбаратинской ГЭС, против строительства которой Ташкент и выступал. Аналогичная ситуация возникала и при обсуждении проекта Рогунской ГЭС в Таджикистане. Официальный Узбекистан, ссылаясь на экологическую ситуацию в регионе, пытался препятствовать строительству самыми разными способами, одна международное экспертное сообщество подтвердило безопасность ГЭС для региона. Самый ощутимый минус реализации проектов крупных ГЭС соседей для Узбекистана состоит в экономических потерях: в случае возведения Камбаратинской и Рогунской ГЭС, Кыргызстан и Таджикистан перестанут зависеть от Ташкента в поставках электроэнергии.

Стоит отметить, что строительство Рогунской и Камбартатинской ГЭС стало рассматриваться в качестве приоритетного варианта преодоления энергодефицита после вмешательства соседей – России и Казахстана, чьи компании дали согласие на участие в проектах. Например, российские ОАО «РусГидро» и «Интер РАО» занимаются возведением Верхненарынского каскада ГЭС, а также строительством Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане. Не исключается, что киргизское правительство привлечет к проекту и казахстанских инвесторов. Несмотря на то, что Казахстан также экспортирует электроэнергию в Киргизию, вышеуказанные ГЭС облегчат проведение оросительных работ в южных районах Казахстана, а значит, для Астаны выгоден любой вариант. Для самих инвесторов гидроэлектростанции станут прибыльными инфраструктурными проектами, несущими долгосрочную прибыль.

Говоря о проблемных гидроэлектростанциях, стоит отметить, что они давно ассоциируются у населения с отказом от веерных отключений. Еще совсем недавно власти Таджикистана говорили о необходимости обеспечения 14-часового подключения населения к электроснабжению. Несколько лет назад отдельные районы КР и РТ и вовсе получали электроэнергию по 2-3 часа в сутки. Надежды на то, что проблемы решатся, сегодня как никогда оправданы. Месяцем ранее в Таджикистане был объявлен тендер по предварительной квалификации поставщиков и подрядчиков в рамках реализации проекта завершения строительства Рогунской гидроэлектростанции.

В этой связи Таджикистан (как и Кыргызстан в свое время) может рассчитывать на российские, казахстанские и китайские инвестиции. Однако это вовсе не взаимоисключающие стороны. Казахстан и Россия, инициируя евразийские интеграционные процессы, заинтересованы в реализации электроэнергетических проектов региона. Это способствует формированию единой системы электроэнергетического рынка, что в масштабах Средней Азии является стратегической формой взаимодействия в отрасли. Китай также показывает заинтересованность в инвестиционных проектах Центральной Азии. Однако заинтересованность Пекина в Рогунской ГЭС исключительно экономическая. Таджикистан, пуская в страну китайских инвесторов, должен максимально детально проработать механизм их работы. В интересах Душанбе, чтобы работы выполнялись своими рабочими (особенно теми, которые отказались от выезда на заработки в страны ЕАЭС). Как известно, китайские инфраструктурно-строительные проекты реализуются китайскими рабочими. В любом случае, все указанные страны показали свою заинтересованность в строительстве Рогунской ГЭС и завершении возведения Камбаратинской ГЭС. Для Таджикистана и Кыргызстана это особенно важно сегодня – когда от электроэнергетических объектов зависит проведение индустриализации.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

31.03.2015 18:54

Энергетика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Марат Аскерович Аманкулов

Аманкулов Марат Аскерович

Председатель Бишкекского городского кенеша

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
4,3%

рост ВВП Казахстана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31