Наш спецкор отправился в Казахстан познакомиться с этой удивительной страной, изучить быт и умы казахов. Предлагаем цикл его путевых заметок.
За что отдал жизнь Кайсар?
Как-то в пору моей уж далекой юности известный генерал Альберт Макашов меня поучал вот такой премудрости: хочешь познать тот иль иной народ, прочитай его сказки. Первая казахская народная сказка, которую я открыл в интернете, меня озадачила, и всерьез. Приведу вам вкратце.
Шайтанколь – Чертово озеро
В давние времена жила на свете девушка Сулушаш. Отец у нее был баем. А прислуживал у них в доме Тезек. У Тезека и служанки Шунак был сын Алтай. Он был ровесником Сулушаш, и двое молодых людей страстно полюбили друг друга. Любовь любовью, но ведь бай никогда не выдаст дочь замуж за бедняка. У Алтая был друг Кайсар, и вот они втроем сговорились бежать. Молодые люди и их друг Кайсар добрались до местечка Жиренсакал. Там они проводили свои дни, охотились и ловили птиц. Однажды наткнулся Алтай на огромный утес, на вершине которого беркут свил гнездо. Он решил взять из гнезда птенцов, чтобы воспитать их для ловчей охоты. Но он упал с самого верха скалы и разбился. А Сулушаш в это время сидела у пещеры и играла на свирели. Внезапно она увидела, что к ней приближается огромный лев. Сулушаш бросилась бежать, но упала в озеро и утонула. Их друг Кайсар пошел искать Сулушаш, а нашел в воде лишь тюбетейку девушки. Потеряв своих друзей, убитый горем Кайсар решил, что жить больше не имеет смысла. Он бросился с обрыва и погиб.
С тех пор это озеро, погубившее сразу три молодые жизни, люди стали называть Шайтанколь - Чертово Озеро.
Нелепая смерть Кайсара, как подвиг во имя дружбы? Сомнительное учение для молодых умов! Но это в казахском эпосе вовсе не единичный случай. Попытаемся отыскать сему научное пояснение по ходу исследования страны. А пока что поговорим за жизнь.
Как казахи спасают РФ от санкций
Казахские женщины хороши собой, но чересчур застенчивы. Поговорить – пожалуйста. Но если сфотографироваться – ни-ни! «Ах, я такая нефотогеничная, даже не уговаривайте!».
С этаким женским фактором столкнулся я в Павлодаре на вещевом базаре, где заводил знакомство с местными продавщицами. Не соглашаются, хоть ты плачь. Лишь единственная, Гульнара, товар которой я пригрозил омочить слезами, смущенно поулыбалась на фотокамеру.
- Мы же всю ночь не спали, глаза опухшие, - мотивировали женщины свой отказ. – До утра простояли на российской границе. Сейчас там очереди на 6, на 8 часов.
И далее выяснилось, что казахи из приграничных с Россией мест, плюя на санкции супротив РФ, ныне массово едут к нам закупать товар. К тому ж их манит подешевевший рубль. Если еще недавно казах в России мог получить за сотню своих тенге, примерно, рублей 20, то ныне за ту же сотню получит он вдвое больше. Но так как в России цены пока что не шибко выросли, то казахи скупают все: от шикарных автомобилей и до куриных окорочков. Скупают много и на оптовых базах, с того и прибыль. Оттого и перед границей очередь.
Российские пограничники, по словам казашек, мзду не берут, но могли бы работать порасторопнее. Ведь для России выгодно продавать побольше, тем паче в эпоху проклятых санкций.
- Подешевевший рубль для Казахстана благо, или наоборот? И почему казахский тенге не рухнул вместе с рублем?– эти вопросы я задал руководителю Павлодарского департамента госдоходов Тулегену Сарсембаеву и его заместителям. Ответ получил такой. С одной стороны и благо, что простые казахи обновили свои машины, скупили и продолжают скупать в России много нужных товаров. А вот для непростых казахов это, скорей, беда. Страдает казахский производитель. Казна недополучает денег. Поэтому Казахстану выгодно, чтобы рубль крепчал.
А тенге не падает потому, что Казахстан очень много товара продает за границу. Пшеница от целины, нефть, металлы, минералы, уран и т.д. С учетом того, что в Казахстане бытует всего-то 17 миллионов граждан, то и валютной выручки хватает с лихвой на всех.
А много ль кобыла дает молока?
У кобылы всего две сиски, и это научный факт, в который меня посвятила Телеу Кушманова, глава фермерского хозяйства «Сагып». Поэтому кобыла, в отличие от коровы, дает молока за дойку не больше литра. Зато ее можно доить до 15 раз за сутки. Из молока кобылы приготавливают кумыс – лучшее средство от простатита и прочих хворей, ежели верить на слово мужу Телеу Кокошовны.
- Наш древний предок, - сказал муж Телеу Кокошовны, - всю жизнь свою пил кумыс, и когда ему стукнуло 80 лет, он зачал новый род, от которого и появился я!
Известно, что Лев Толстой в 1862 году отправился в Казахстан лечить кумысом депрессию. Вылечившись, сел писать «Войну и мир». Лично я только сейчас и впервые в жизни кумыс попробовал. Немного напоминает кефир, но с горчинкой и запахами костра. Телеу, с оглядкой на Льва Толстого, пыталась и мне, как труженику пера, подарить аж пару ящиков сего напитка, но я отказался вежливо, сославшись на хилость мускул для носки столь тяжкой ноши. Сошлись на паре бутылок.
На ферме Телеу четыре сотни кобыл, а работников же 24 человека. Все тут механизировано и много физического труда не требуется. Рабочие получают 60-80 тысяч тенге, то есть – 20 – 27 тысяч рублей. Это вполне нормально, учитывая, что селяне кормятся со своих подворий и огородов. К тому же питание у рабочих бесплатное и бесплатная развозка от работы до дома. Хозяйство находится на окраине Павлодара. По словам Телеу – впрочем, и продавщицы вчера на рынке мне говорили примерно также - сейчас в Казахстане все очень благоприятно для малого бизнеса. Бандитские крыши из 90-х ушли в фольклор, а государство особо не напрягает, не заматывает проверками. Наоборот, создаются льготы. У той же Телеу расклад такой. Себестоимость 1 литра кумыса 280 тенге. А продает она этот литр за 500 тенге. К тому же за каждый литр государство доплачивает 60 тенге. Однако прибыль вкладывает не в яхты, а в расширение производства. Недавно договорилась с сетью известных московских магазинов, куда вот-вот начнет поставлять кумыс.
Еще Телеу открыла такой секрет. По нынешним временам очень выгодно продавать лошадей из России в Казахстан. Кобыла в РФ, к примеру, стоит 350 000 тенге. Около 120 000 рублей. А в Казахстане можно ее продать уже за 450 000 тенге. Это для раздумий предпринимателям.
Как в Казахстане живут рабочие
Нет, я понимаю, что вопрос о зарплате считается неприличным. Но это самый интересный вопрос. Потому и я задаю его часто, порою смущая невинных девушек, как в данном случае очаровательную Аиду - пресс-секретаря АО «Казахстанский электролизный завод».
Аида столь пылко и романтично рассказывала о крылатом металле, так называют здесь алюминий, о глиноземе, из которого вываривают крылатый металл. О том, что завод этот начали строить в 2005 году, когда промышленность в СНГ разваливалась и скептики предвещали крах этой всей затее. Однако ж сейчас завод с лихвою обеспечивает себя и кормит страну. И тут я прямолинейно, грубо: «А сколько получают рабочие?». Аида слегка сконфузилась: «Ну, это же информация не совсем открытая. Могу лишь сказать, что в среднем 140 000 тенге (48 000 рублей)».
Трудящихся на заводе две с половиной тысячи. Проблемы с жильем имеются. Двухкомнатная квартира в городе стоит от 30 до 40 и выше тысяч долларов. Для самых передовых трудящихся завод недавно построил дом на 138 квартир. Пять лет в этом доме можно прожить бесплатно, если не увольняться, а после квартиру предложат выкупить. Возможно по заводской ипотеке с 1 процентом годовых.
На заводе суровый сухой закон. По словам заместителя директора Андрея Батраченко, человека во хмелю увольняют сразу, несмотря на стаж и заслуги. Сам же Андрей Иванович приехал сюда из Каменска-Уральского Свердловской области семь лет назад. Но на горькую судьбу гастарбайтера не жалуется. Говорит, что работой вполне доволен и что зарплаты здесь ничуть не меньше российских, а где-то и больше.
Безработицы в Павлодаре нет, потому как тут предприятий густо. Народ душевный и в здравом теле по причине употребления кумыса. Я покидаю этот город с лучшими впечатлениями и двигаюсь далее на Астану. Продолжаю также искать философский ответ на сказку об озере Шайтанколь.
Правила комментирования
comments powered by Disqus