Силовые структуры Туркменистана перешли на усиленный режим служебно-боевой деятельности, что вызвано обостряющейся ситуацией на афгано-туркменском приграничье. По оценкам экспертов, в настоящее время значительные группировки движения "Талибан" сосредоточены на приграничных с Туркменией афганских провинциях Фарьяб, Бадгис и Джаузджан. Все они хорошо подготовлены, вооружены и мотивированы.
В целом, 2014 год ознаменовался резкой дестабилизацией обстановки на афгано-туркменской границе. В феврале группой талибов было совершено нападение на пограничную охрану Туркменистана на реке Мургаб в провинции Бадгис, в результате перестрелки погибли трое пограничников. Сообщалось также о том, что в результате внезапного нападения талибов погиб начальник спецподразделения полиции по борьбе с терроризмом Мухаммад Несим. Серия нападений на туркменские пограничные патрули, их почти регулярный характер позволяют говорить об изменении отношения "Талибана" к официальному Ашхабаду.
С начала 2015 года группы боевиков предприняли несколько попыток проникнуть на территорию Туркменистана. В результате боестолкновений туркменские пограничники понесли большие потери.
Властями Туркменистана принимаются адекватные меры. К границе с Афганистаном стянута тяжелая военная техника, в город Серхетабад переброшены подразделения спецназа ("черные береты") и медперсонал. В этих условиях туркменская сторона попыталась сделать ставку на антиталибские силы в северном Джаузджане.
К туркменской границе примыкают два уезда провинции Джаузджан - Хамьяб и Каркин, где проживает большое число этнических туркмен. Через свое посольство в Кабуле Туркмения активизировала гуманитарные программы в районах их компактного проживания, в минувшем году дипломаты провели переговоры с лидерами местных туркменских общин. После этого в регионе, в провинциях Бадгис, Фарьяб и Джаузджан было создано несколько этнических отрядов самообороны под названием "Эрбеки", призванных помешать талибам закрепиться в приграничной полосе и предотвратить их боевые вылазки на туркменскую территорию. Данным отрядам оказывается тыловая, финансовая, медицинская и иная поддержка, а также обеспечение оружием и боеприпасами.
В настоящее время учащаются боестолкновения "эрбеков" с боевиками на территории уездов Гормач и Кайсар провинции Фарьяб, что вынуждает местных этнических туркмен покидать места проживания и искать более безопасные районы. При этом по оценке военных экспертов, афганские туркмены не имеют достаточного боевого опыта, в связи с чем туркменская сторона не должна особо рассчитывать на способность ополченцев эффективно бороться против талибов.
Политика нейтралитета, в настоящее время поставила Туркменистан в патовую ситуацию. Страна не входит ни в один военно-политический блок, и в случае нападения на нее или вспышек недовольства внутри Ашхабад не сможет получить срочную помощь извне. Все будет зависеть от боевого духа вооруженных сил страны, но состояние армии всегда отражает настроения в самом обществе, в котором сегодня царят страх, пассивность и апатия.
Несмотря на проводимые властями реформы вооруженных сил, реальное положение дел в этой сфере остается неудовлетворительным, и многие сомневаются в способности туркменской обороны реагировать на возникающие новые угрозы. Наличие многочисленных нерешенных проблем в силовых структурах республики негативно сказываются на обороноспособности туркменской армии. Тому наглядный пример элементарное отсутствие боевого духа в войсках. Многие военнослужащие частей, дислоцированных в Марыйском велаяте, стремятся перевестись "в более спокойные регионы." Однако, получив отказ командования, они подают рапорта на увольнение. С начала года из воинских частей и подразделений уволились 45 офицеров.
Морально-психологический климат в армии оставляет желать лучшего, с начала текущего года только в погранвойсках зафиксировано более 100 правонарушений среди военнослужащих, причем неуставные отношения привели к 8 суицидам военнослужащих срочной службы. Ужесточаются условия прохождения срочной военной службы - призывной возраст увеличен до 30 лет, миграционная и пограничная службы не выпускают из страны молодежь, отделам обороны поручено в два раза увеличить количество призывников и исключить предоставление отсрочки от призыва, резервистам объявили о необходимости прохождения 40-дневных военных сборов.
В целом, негативные процессы в вооруженных силах Туркменистана стали прямым следствием провальной политики руководства страны в сфере оборонного строительства.
Безусловно, туркменская сторона всячески стремится обезопасить себя от угроз со стороны талибов. Однако больше всего настораживает то, что афганская вооруженная оппозиция т.е. талибы - воспринимает Туркменистан как военного противника. Уже сейчас в их пропаганде все чаще прослеживается тезис говорящий, что Туркменистан является одним из поставщиков горючего для афганской армии и международных сил.
С приближением срока вывода контингента НАТО из Афганистана, деятельность талибов набирает обороты. Боевики намереваются создать у границы с Туркменистана "очаг нестабильности", для формирования в Центральной Азии нового театра военных действий.
Ясно, что вторжение, если оно состоится, будет носить ограниченный характер. Таких групп при этом будет, скорее всего, несколько и ориентироваться они будут не на захват и удержание значительных территорий, а на масштабные террористические вылазки против промышленных и инфраструктурных объектов Туркменистана, расположенных сравнительно недалеко от афганской границы. При всей ограниченности масштабов подобных ударов они способны заметно ударить по экономике и создать весьма серьезные проблемы для политического режима Туркменистана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus