В ноябре 1941 года во Фрунзе возник завод имени Владимира Ленина. Тогда про него писали: "многофункциональное предприятие, имеющее в своем составе кузнечно-литейное, электротехническое, станкостроительное и другие производства с единой, широко разветвленной инфраструктурой, способно обеспечить производство патронов стрелкового оружия мелкого калибра, прессов, токарных патронов, комбайновых цепей и товаров народного потребления, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках по многим показателям". Позже завод избавился от имени вождя мирового пролетариата и... на много лет остановил производство.
Недавно ему было решено дать вторую жизнь. Получилась она или нет, в интервью редакции "ВБ" рассказал президент ОАО "Бишкекский машиностроительный завод" Олег Попиков.
- Олег Владимирович, давайте начнем с того, в каком состоянии вы получили вверенный вам объект.
- Это, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать. Такое действительно трудно передать словами. Могу обозначить несколько фактов: много лет на заводе была такая практика - на всю зиму его просто закрывали, людей, а их числится 620 человек, здесь не было, поскольку выжить в таких условиях просто невозможно. Температура из-за железа еще ниже, чем на улице, отопления практически нет, крыша течет и на все четыре этажа здания - ни одного туалета. Работники отключали на объекте воду, чтобы не заморозилась система, закрывали завод на ключ и шли зимовать домой.
Когда я приступил к работе, первое время наши трудовые будни выглядели так: полдня сотрудники готовили станки к запуску, вторую половину дня - мешками вывозили мусор. Его тут были целые горы - все, что накопилось за 15 лет.
Помимо этого, имелись и колоссальные долги по зарплате - люди по 2 года не видели денег. Большие задолженности были и перед Соцфондом и Налоговой службой. Вот как-то так началось мое знакомство с заводом.
- А как продолжилось?
- После моего назначения, я встретился с коллективом. Тогда же сказал, что если не выполню поставленную задачу и не запущу производство в апреле, то уйду сам. В первую очередь мне, конечно, была нужна поддержка рабочих, чтобы они поверили в меня, чтобы засучили рукава и принялись за дело.
Честно скажу, было страшно. Когда получил допуск и пошел в цеха, ноги подкашивались от того, что не знал: есть там хоть какое-то оборудование или уже давно его не существует. Но оказалось, что все станки и линии удалось сохранить. Это было самым большим облегчением.
А затем пришло время выстраивать доверительные отношения с коллективом. Это не просто слова. К примеру, как оценить техническое состояние? Только поверить мастерам и специалистам на слово. И не перепроверять - ведь это значит подвергать сомнению их компетентность. Потому все строилось на честном слове и доверии.
- Что изменилось за эти пять месяцев?
- Самое главное - изменилось отношение людей, они поверили мне и в меня, и я им за это очень благодарен.
Я дал коллективу несколько обещаний: погасить задолженность перед работниками основного производства, найти инвесторов, разместить заказ и запустить завод. Есть у нас такой заслуженный работник Юрий Михайлович Тураев, он тогда сказал: "Полковник, ты последний, кому мы поверим". И сегодня могу сказать, что слово свое я сдержал: уже поступила предоплата от первого заказа, из этих средств мы закупили материал на изготовление продукции и начинаем работать.
Очистили всю территорию от мусора и хлама, сделали отличную подсветку здания, чтобы было видно, что это наш кыргызстанский завод, наша гордость, усилили охрану, обеспечили полное видеонаблюдение, закупили форму для сотрудников, отремонтировали крышу, наладили отопление, сделали частичный ремонт, чтобы людям было не стыдно ходить на работу, скоро запустим столовую и обеспечим рабочих горячим питанием. Но в первую очередь - отремонтировали туалет.
И, конечно, главное - все это время люди ежемесячно получали деньги за свой труд. За это время работникам основного производства мы подняли зарплату с 7 до 20 тысяч. Сразу скажу - это не предел. У них есть возможность получать до 40 тысяч сомов - все зависит от выработки и профессионализма, это реально и заложено в калькуляцию. Чем быстрее и качественнее будет выполнение заказа, тем больше будет оплата.
В целом все заработанные деньги направим на четыре позиции: зарплату, улучшение условий труда, на само производство и его модернизацию.
- Каковы сегодня реальные возможности некогда знаменитого завода имени Ленина?
- Они практически не отличаются от тех, что были когда-то, когда завод славился на весь мир. Сейчас БМЗ готов работать в четырех направлениях: это выпуск основной продукции - боеприпасов; ремонт и модернизация военной техники; станкостроение и выпуск ротерных линий, и, наконец, сборка и ремонт стрелкового оружия. И есть все предпосылки на базе нашего объекта сделать большое предприятие военно-оборонного комплекса.
За прошедшие несколько месяцев заключены контракты со странами ближнего и дальнего зарубежья на производство и поставку нашей продукции, есть и поручительство за нас двух российских предприятий. Уже получена предоплата, это и позволило подготовить к запуску основное производство. Недавно Чехия, Болгария и Польша прислали коммерческие предложения под нашу продукцию. Сейчас их рассматриваем. Если в заказе все интересы нашей страны будут учтены, то и по ним будем работать.
Часть комплектующих мы пока закупаем в России, хотя многое можем делать у себя на заводе. Для этого уже привлекли 15 специалистов, которые к лету должны запустить отдельный цех, чтобы мы часть инструментария могли делать у себя и не тратиться на его заказ.
Мы сейчас подготовили три цепочки (каждая состоит из 22 линий), потому что есть люди для работы на них. Это около 30 человек на одну цепочку, что означает три разных вида продукции. И мы уже сделали пробную партию. На другие линии будем готовить и набирать людей. В целом наше оборудование позволяет заключить контракты с 14 странами. Все они и их количество озвучены коллективу.
В целом сейчас у нас есть заказ уже на 2-3 года вперед без простоя производства.
- Но кто же будет работать, ведь прошло 15 лет с того момента, когда завод в последний раз выдал партию боеприпасов?
- Это самый больной вопрос. Это как раз то, почему мы сейчас запускаем 30% производства, когда готовы на 100-процентный загруз. Да, ситуация изменилась: узнав о зарплате и возможностях, к нам идут, но мы не можем брать всех подряд. Отбор проходит жесткий и этому есть вполне логичное объяснение: если из, к примеру, 50-тысячного заказа, хоть где-то будет брак, то бракуется вся партия. Тем более сейчас, когда мы снова встаем на ноги, мы не имеем ни малейшего права позволить себе где-то ошибиться.
Пока взяли на работу 35 человек. Это бывшие работники завода. Есть такие ценные кадры, которые готовы возродить наставничество. Они уже сказали, что готовы брать в смену 3-4 ученика, несколько месяцев обучать их. Речь идет, конечно, о тех, у кого есть инженерное образование. Из России готовы вернуться 15 человек, которые здесь оставили семьи и уехали ради лучшего заработка. Около 120 человек на территории Бишкека готовы прийти к нам с условием, что мы реально запустимся. И через несколько дней мы запускаемся.
Если говорить о ротерных линиях, там оплата будет уже в долларовом эквиваленте, соответственно не составит труда заинтересовать инженеров-конструкторов и наладчиков. А сколько у нас ребят - военных в самом расцвете сил? Им всего-то по 40-50 лет, а они на пенсии и работают охранниками. Они с удовольствием придут к нам на работу, и мы с удовольствием их возьмем, ведь они точно знают, что такое военная техника и ее модернизация.
Также есть договоренность об оказании помощи в производстве ротерных линий с одним из российских предприятий. К нам пришлют инженеров для обучения наших наладчиков. Договоренность действует и на составление и ведение техдокументации, поставку комплектующих, которые мы потом сможем производить у себя.
Параллельно будем готовить новые кадры - молодые. Уже сейчас 20 студентов лицея №3 проходят у нас стажировку, это токари и фрезеровщики. Те, кто захочет остаться сам и будет подходить нам по навыкам, - останется работать здесь.
Недавно состоялась встреча с руководством Государственного технического университета имени Раззакова, где мы договорились разместить на нашем заводе кафедру машиностроительного факультета. После запуска предоставим помещение, где можно совмещать занятия с практикой и проводить их прямо на производстве. Так и будем взращивать новое поколение специалистов.
- Как оценивают качество нашей продукции в других странах?
- Все, наверное, знают, как долго велась определенная информационная война. Когда производство остановилось, было много негатива в СМИ, включая зарубежную прессу. Конкурентам было на руку поставить на заводе крест, продукция которого когда-то считалась одной из лучших в мире.
А недавно нас пригласили на выставку охотничьего оружия и боеприпасов в Германии. Так вот, ее участники были в шоке, узнав, что завод еще существует и даже может работать. Могу точно сказать: мы составим серьезную конкуренцию. У нас цена и качество другие. И это всегда ценилось.
- Неужели оборудование не устарело?
- Оборудование, которым сегодня располагает БМЗ, - это последние разработки, сделанные перед распадом Советского Союза. И аналогов этому нет. Такое оборудование больше не выпускается, и это в военной сфере, наоборот, ценно. Ведь параметры боеприпасов не менялись и не меняются.
Мы восстановили лабораторию, на базе которой провели испытания нашего товара. Приглашали к нам специалистов знаменитого конструкторского бюро имени Льва Кошкина, они дали заключение: наше оборудование смело может работать еще 30-35 лет 24 часа в сутки. Так что будем работать, тем более, что и коллектив готов выложиться на полную.
- Это надолго, как думаете?
- Раньше были сомнения, но теперь их нет. Думаю, завод больше никогда не остановится. Уверен на 100%. Верю людям, которые не подведут и сделают все. Верю контрактам, они лежат уже подписанные. Была и воля президента, который решился сохранить и запустить завод. Очень благодарен Соцфонду и Налоговой службе, которые разрешили нам поработать в долг и на три месяца сделали послабления, разрешив сделать все отчисления позже. Теперь возможности у нас есть. И запуск такого предприятия смело можно расценивать как некую стабильность всей страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus