"Да, мы перешли в другую систему правления, по Конституции она парламентская. Но пока общество не заметило преимуществ. Власть все так же высоко коррумпированна и не способна генерировать реформы в системе государственного управления", сопредседатель Альянса «Свободное поколение», - гражданский активист Тимур Шайхутдинов поделился со StanRadar.com своим взглядом на приближающуюся годовщину событий 7 апреля 2010 года.
- В последнее время как в кыргызстанских СМИ, так и в заявлениях некоторых местных политиков, гораздо чаще стали звучать высказывания о героизме людей, участвовавших в смене власти в апреле 2010 года. С чем это связано?
Причин много, но я бы выделил две наиболее очевидные и, к сожалению, далекие от официальной риторики. С одной стороны, создание культа "героев революции" - это способ легитимизации нынешней кыргызской власти, которая не бесспорна.
Вторая причина героизации состоит в усвоенной за последние годы истине: тот, кто контролирует улицу - тот контролирует Белый дом. Группа лояльных и агрессивных товарищей - это хороший ресурс для окружения президента Алмазбека Атамбаева: в нужный момент можно выставить этих людей против оппонентов.
Вы, наверное, слышали про скандал, связанный с публикацией в "МК-Азия", материала о махинациях с социальными выплатами участникам тех событий (речь о многочисленных нарушениях при распределении госпомощи и льгот кыргызским гражданам, пострадавшим при штурме Белого Дома в апреле 2010 года - прим. StanRadar.com). Так вот, всякие социальные выплаты, исходя из мотивов удержания в подчинении, должны продолжаться вечно. Пока выплаты идут (за счет налогоплательщиков!), у членов подобных объединений сохраняется зависимость от подачек, и эти люди остаются подконтрольными власть предержащим.
- Сейчас СМИ все чаще называют прошедшие в апреле 2010 года события не революцией, а вооруженным переворотом. С чем связано изменение оценки?
- Какие бы толки не ходили вокруг «апрельских событий», к 2010 году действительно стало ясно, что власть не может быть смещена иным путем, нежели через митинги. Все другие возможности сам президент Курманбек Бакиев у оппозиции отобрал, сосредоточив всю полноту власти в своих руках.
В свое время мне довелось среди них недолго поработать (в Администрации президента – прим. StanRadar.com). Я выяснил одно - Бакиев и его компания были невменяемой командой, нацеленной лишь на личное обогащение. Лично для меня в начале 2008 года сей вывод превратился в факт, и я с радостью ушел из Администрации.
Была ли 7 апреля 2010 года революция или все-такие переворот зависит не от самого акта восстания, а от качественных изменений, которые позже произошли в стране.
Вопросы революции в том, "как она была сделана?", "на какие слои она опиралась и кто получил в итоге выгоду?", и, главное, "что сделала новая власть, чтобы поднять страну"? Ответы, которые мы сейча получаем, пока не обнадеживают.
Да, мы перешли в другую систему правления, по Конституции она парламентская. Но пока общество не заметило преимуществ. Власть все так же высоко коррумпированна и не способна генерировать реформы в системе государственного управления. В основном, под видом реформ выдаются суррогатные решения, в корне не меняющие ничего. Именно эта безнадежность ситуации в Кыргызстане вызывает все больше сомнений, - были ли события апреля 2010 на самом деле революцией?
Для нынешней власти правильное решение одно – начать решать работать по иному, решая проблемы страны.
- «Герои революции» и сотрудники спецподразделения Альфа и СГО находятся "по разные стороны баррикад". Судебный процесс затягивается. Почему это происходит?
Судебное решение по этому историческому процессу выносит не судебная система. Очевидно, что затяжка связана с нерешительностью окружения президента и других «революционеров» поднявшихся на волне тех событий. Они осознают, что оба варианта судебного решения чреваты плохими для них последствиями.
Оправдать подсудимых - признать незаконность прихода к власти членов Временного правительства. Осуждение военных неминуемо приведет к фрустрации среди всего силового блока, даже среди милиции. Решение, где поставить запятую в фразе «казнить нельзя помиловать», власти дается нелегко.
Правила комментирования
comments powered by Disqus