Страны Центральной Азии и Кавказа в настоящее время переживают наиболее сложный период со времен мирового финансового кризиса 2008-2009 годов из-за воздействия множества внешних шоков. Такое заявление в ходе прошедшей в Вашингтоне ежегодной весенней встречи руководителей Международного валютного фонда (МВФ) сделал директор департамента Ближнего Востока и Центральной Азии Масуд Ахмед.
К числу наиболее ощутимых потрясений он отнес замедление темпов роста в России, выступающей важным экономическим партнером для ряда стран региона и источником денежных переводов и инвестиций; мировое снижение цен на нефть, особенно сильно отразившееся на странах-экспортерах; а также резкие колебания обменных курсов национальных валют на фоне укрепления доллара США и ослабления российского рубля.
В результате перечисленных шоков МВФ прогнозирует для стран региона замедление экономического роста до уровня чуть более 3%, что примерно на 2% ниже прошлогоднего показателя. Отмечено существенное давление на обменные курсы, что уже привело к значительному обесценению валют в ряде государств в регионе. Кроме того, возможно возникновение рисков в связи с продолжением экономического спада у торговых партнеров – Китая, России и стран Еврозоны. Продолжат оказывать влияние снижение цен на нефть и ужесточение финансовых условий во всем мире.
"Поскольку эти риски будут влиять, как на макроэкономику, так и на финансовый и банковский секторы, очень важно правильно ими управлять. У каждой страны для этого есть свой набор инструментов. Другая важная составляющая – продолжение укрепления финансовой устойчивости и снижение зависимости от нефти и денежных переводов. Также необходимы реформы в предпринимательской среде для увеличения инвестиций и повышения конкурентоспособности", – отметил Ахмед.
По его словам, страны Центральной Азии и Кавказа по-разному отреагировали на шоки. Так, экспортирующие нефть страны, подобно государствам Персидского залива, вполне оправданно воспользовались имеющимися у них резервами. Однако для повышения устойчивости МВФ рекомендует им сбалансировать свои расходы с учетом среднесрочной перспективы, поскольку нефтяные шоки могут повториться.
В отличие от них страны-импортеры нефти в регионе (Кыргызстан, Армения, Таджикистан, Узбекистан) смогли воспользоваться некоторой выгодой от падения цен на нефть. Но, согласно выводам экспертов МВФ, эта выгода была нивелирована снижением объемов денежных переводов из-за кризиса в России. Этим странам МВФ рекомендует скорее приспосабливаться к новым условиям, чтобы двигаться вперед, повышать конкурентоспособность и создавать новые рабочие места для молодых людей. Для этого опять же необходим ряд реформ по улучшению условий ведения бизнеса.
Со своей стороны МВФ готов помочь странам в трех направлениях: предоставляя техническую помощь, проводя ежегодный мониторинг за состоянием экономик и выявляя возможные риски, а также путем оказания финансовой поддержки для преодоления потрясений.
Говоря о текущей помощи, оказываемой МВФ Кыргызстану, директор департамента МВФ Ближнего Востока и Центральной Азии напомнил о недавно утвержденной трехлетней договоренности о расширенном кредитном механизме на $92,4 млн. При этом он особо подчеркнул, что предоставляя эти средства, МВФ согласовал структурный компонент экономических реформ в тесной консультации с властями КР.
"Эта программа разрабатывалась официальными органами Кыргызстана и отражает их собственные цели в отношении экономики страны на предстоящие три года. Кроме того, определены меры и политики, которые, по мнению властей Кыргызстана, позволят достичь этих целей. Задача, которую ставит перед собой МВФ, – помочь стране снизить макроэкономическую уязвимость и обеспечить бюджетную устойчивость, стабильность финансового сектора и удержать на устойчивом уровне размер государственного долга, который в последние годы в Кыргызстане значительно вырос. Другая важная цель – стимулировать структурные реформы, которые могут расширить потенциал экономики", – подчеркнул представитель МВФ.
Он добавил, что институциональные и структурные реформы в Кыргызстане должны быть ускорены в связи со вступлением в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). К ним он, в частности, отнес финансовые реформы, связанные с принятием Банковского кодекса и завершением аудита Агентства по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА).
Также, по его словам, стране следует продолжить реформы, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста, сокращение бедности, совершенствование налогового администрирования, управления государственными финансами, улучшение бизнес-среды для иностранных и внутренних инвесторов, борьбу с коррупцией и совершенствование методов управления.
"Эффект от вступления в ЕАЭС будет смешанный. Если говорить о краткосрочном периоде, то там не все так просто. Если же брать среднесрочный период, то это присоединение, скорее всего, даст положительный эффект. Создание Российско-кыргызского фонда развития с уставным капиталом в $1 млрд в краткосрочном периоде поможет смягчить возникающие трудности", – заключил Масуд Ахмед.
Правила комментирования
comments powered by Disqus