Итоги антирелигиозной государственной политики в предвоенные годы создавали иллюзию победы на религиозном фронте.
Перед войной значительно сократилось количество мечетей и церквей, а действующие стали посещаться небольшой частью населения. Но это не означало резкого уменьшения количества верующих. … Немало верующих в силу различных обстоятельств, продолжало дома соблюдать обряды. Продолжала действовать определённая часть неучтённых мечетей, особенно в сельской местности.
Уже в начале войны выявилась несостоятельность и пагубность этой политики. С закрытием мечетей, церквей и репрессиями против служителей культа не прекратилось стремление населения к религиозной обрядности.
Несмотря на все сложности того периода, верующие в трудные годы войны 1941 - 1945 годов остались верны намеченному руководством духовенства в Советском Союзе курсу делить радости и горе вместе со своим народом, когда не щадя своих жизней, встали на защиту Родины.
Например, в первую же пятницу (27 июня 1941г.) после начала наступления фашистов на территорию бывшего СССР мусульмане Ташкента, Самарканда, Бухары и других городов без всякого призыва и тем более без санкций вышли на площади к закрытым мечетям и организовали пятничную молитву.
Эта была старая еще незабытая традиция – сразу в первую же пятницу после нашествия врага на страну читать благословляющие хутбы и молитвы «во здравие и победы падишаха страны» (падишахом, естественно, был назван Сталин) и с мольбой к Аллаху послать «погибель на голову врага».
Так, по крайней мере, истолковал этот случай (как старую и незабытую традицию) один из старейших работников Среднеазиатского духовного управления мусульман Нодир-хон домулла (ум. в 1976) в своем дневнике. Его не поразило то, что мусульмане молились «за здравие, за долговечную власть и победу падишаха», то есть за того, с чьим именем связаны репрессии. Нодир-хон домулла был удивлен тому, что мусульмане не забыли старой религиозной традиции, хотя уже одно поколение выросло в условиях отрицания религии, а само несанкционированное моление могло кончиться еще большими репрессиями. Однако все обошлось. Авторы множественных вариантов докладов и рапортов об этом случае (в основном от ОГПУ) так же были поражены этой, как записано в одном из рапортов, «скорее положительной акцией с выражением верности к Советской власти, вступившей в войну против фашистских интервентов».
Опасность, нависшая над страной заставило руководство страны пересмотреть многие аспекты идеологической работы, проводившейся среди населения в довоенный период.
Начало войны, отмеченное крупными поражениями Красной Армии, явственно показало, что необходим новый патриотический подъём у населения страны, который бы заставил граждан забыть об обидах и мобилизовал бы силы для общей победы над фашизмом. В условиях, когда речь фактически шла уже о самом существовании государства как такового, сталинское руководство решило поступиться некоторыми принципами и принять ряд мер во имя достижения Победы.
Предпринятые шаги в целом можно охарактеризовать даже как ослабление идеологического контроля в стране. Определённая эволюция режима наблюдалась во всех сферах, но особенно наглядно проявилась в религиозной жизни народов.
Для узбекского народа это имело важное значение. Мусульманам Узбекистана было позволено ходить в мечети, проводить необходимые ритуалы, отправлять религиозные потребности. Жители городов и кишлаков стали обращаться в органы власти с просьбами об открытии зданий мечетей, закрытых в период атеистических кампаний.
Средняя Азия и Казахстан представляли собой глубокий тыл, но население этих районов в полной мере ощутило последствия войны: погибло большое количество мужчин, ушедших на фронт, ухудшилось материальные условия жизни. В этот период не проводилась работа по атеистическому воспитанию трудящихся: прекратил свою деятельность союз «Худосизлар» (союз «воинствующих безбожников»), перестала издаваться атеистическая литература, не было антирелигиозных лекций и бесед. Из тюрем и лагерей было выпущено некоторое количество мусульманских духовных лиц.
В период войны многие религиозные люди поддерживали борьбу Советского государства с захватчиками и участвовали в ней. Другие, стремясь помочь стране на свой лад, возносили искренние молитвы за победу СССР; такие молитвы публично читались в мечетях и церквях. В годы войны пятничные намазы нередко заканчивались тем, что имам или кто-нибудь из стариков, подняв молитвенно руки, провозглашал здравицу за Советскую власть, призывая на неё «благословление аллаха».
В своей работе О.И. Сухарева пишет: «подобную сцену пришлось, например, наблюдать после общественного намаза на празднике Курбан-байрам в селении Бричмулла (Р.Ш. – Ташкентская область, Узбекистан)».
Состоявшийся митинг мусульман Средней Азии, проведённого с санкции властей в Ташкенте 31 января 1943 года, призвал бойцов Красной Армии до последней капли крови стоять за Отечество и объявили войну за веру (газават) немецким оккупантам.
Правила комментирования
comments powered by Disqus