90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан: Религиозный фактор в годы войны. Ч.2

Узбекистан: Религиозный фактор в годы войны. Ч.2

Под действием объективных реалий произошли существенные изменения в политике государства по отношению к мусульманской религии. Политбюро ЦК КПССС 10 июня 1943 принимает постановление о разрешении организации Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана.

Высшее мусульманское духовенство Средней Азии 12 июля 1943 принимает заявление на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина. В нём, в частности, говорилось: «За период Отечественной войны все честные представители мусульманского духовенства заняли патриотическую позицию, призывая Верующих мусульман (встать) на защиту Родины и оказать помощь фронту. Мусульманское духовенство прилагает все усилия к тому, чтобы разгромить врага. Однако отсутствие единого духовного центра мусульман в Средней Азии не даёт возможности мусульманскому духовенству оказывать более организованную помощь нашему правительству в его усилиях, как на фронте, так и в тылу».

Вслед за этим Президиум Верховного Совета СССР 31 июля решил:

«1. Удовлетворить ходатайство группы мусульманского духовенства Средней Азии и Казахстана и разрешить организацию в г. Ташкенте Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана.

2. Разрешить для указанных целей созыв в Ташкенте съезда представителей мусульманского духовенства и верующих Узбекской, Таджикской, Туркменской, Казахской и Киргизской ССР»

Учредительный съезд (курултай) представителей мусульманского духовенства этого и верующих этого региона состоялся 20-23 октября 1943 года в Ташкенте. Руководителями делегаций от республик были: Абдулгаффар Шамсутдинов (Казахстан), Солих Бобокалонов (Таджикистан), Абдулгаффар Шамсутдинов (Казахстан), Олимхон-тура Шокиров (Киргизия), Шайх Анна-ишан (Туркмения). В работе курултая приняли участие и приглашённые делегаты: Председатель Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири Абдурахман Расулий, имам-хатиб московской мечети Халил-Рахман, имам-хатиб соборной мечети Казани Киямиддин ал-Кадири.

Председателем (муфтием) САДУМ единогласно был избран Ишан-хан Бабахан, Его заместителем избран Мурадходжа Солихий (Салихов), Ответственным секретарем сын Ишан Бабахана – Зияуддин Бабахан.

Было объявлено о создании следующих структур: Управление (Хай‘ат) из 11 человек, Ревизионная комиссия (Тафтиш хай‘ати) из 5 человек. В республиках созданы Кадийаты, председателями (кадий) которых были назначены упомянутые главы делегаций (в Узбекистане - З. Бабаханов). В республиках Средней Азии было разрешено открыть более двухсот мечетей, большая часть которых реально стала работать только к концу войны. Одновременно определен штат служащих, подразделения внутри Управления (Отдел фетв, Отдел деятельности мечетей и др. Для того, чтобы выносимые фетвы не противоречили существующим законам и Конституции СССР, был введен штат Консультанта по юридическим вопросам.

Исходя из обстановки тех лет, САДУМ едва ли не с первого дня создания старался не раздражать власти, сотрудничать с ними, даже если некоторые их решения и фетвы противоречили духу конфессионального ислама в его местной форме бытования. Такая политически лояльная позиция была обозначена в тех лозунгах, которые были вывешены во время Первого Курултая, объявившего о создании САДУМ. Как и полагалось по традиции того времени, лозунги были выписаны на красном кумаче, естественно, в духе времени, но арабским шрифтом: Да здравствует Сталин! (Yashsun Istalin!) Смерть немецко-фашистским гадам! (Nemis-fashist gazandalarga o’lim!) Да здравствуют советские мусульмане! (Yashasin Sovet musulmonlari!).

Курултай принял обращение к Председателю Совета Народных Комиссаров СССР и Верховному Главнокомандующему И. Сталину с выражением поддержки воюющего с врагом советского народа[6]. На курултае также было принято обращение к верующим с призывом вступить в бой за великую Родину, за свою свободу и процветание, за веру и права, за честь и славу.

После образования САДУМ в городах и сёлах страны оживилась религиозная жизнь, открывались новые мечети, создавались религиозные объединения.

Фактически в 1943 году в стране были официально восстановлены основные религиозные обряды мусульман, известные как пять столпов ислама: единобожие, пятикратная ежедневная молитва, сбор зяката и раздача за его счёт милостыни бедным, пост и паломничество (хадж).

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://ia-centr.ru/expert/20843/

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Алмазбек Баатырбекович Баатырбеков

Баатырбеков Алмазбек Баатырбекович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
20 раз

рост количества перестрелок на таджикско-афганской границе в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30