90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Назарбаев: казахи - европейцы, а не азиаты

Назарбаев: казахи - европейцы, а не азиаты

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев находится в США, где в пятницу ему предстоит встретиться со своим американским коллегой Джорджем Бушем.

В преддверии поездки президент Назарбаев дал интервью Би-би-си.


Би-би-си: Какие надежды вы возлагаете на предстоящий визит в США и переговоры с президентом Джорджем Бушем?

Нурсултан Назарбаев: Думаю, что этот визит поднимет на новую ступень наши взаимоотношения - прежде всего, экономические, политические и по вопросам международного положения в регионе, где Казахстан занимает лидирующее место.

Соединенные Штаты назвали Казахстан государством стабилизирующим. Нас признали страной с рыночной экономикой. Рост нашей экономики, ее динамика позволяют говорить о том, что мы можем поднять на новый уровень, прежде всего, экономическое сотрудничество в связи с выдвинутой нами идеей о присоединении Казахстана к 50 самым развитым государствам мира.

Казахстан стал активным участником антитеррористической коалиции. Мы поняли, что даже самая мощная держава мира не может сказать, что она не может стать объектом нападения. Мир должен объединиться против этого.

Казахстан разрешил пролеты тысяч самолетов через свою территорию, активно поддерживал восстановление Ирака, Афганистана и до сих пор оказывает посильную помощь этим странам.

Кроме этого, в Казахстане оставался арсенал ядерно-ракетных вооружений. И мы вместе с США и Россией приступили к демонтажу этого смертоносного оружия и его ликвидации.

Би-би-си: Вы находитесь в непростой геополитической ситуации: Китай, Россия и США - каждая из этих стран стремится усилить свое влияние в Центральной Азии. Им всем хочется получить доступ к запасам энергоресурсов, которыми располагает Казахстан. Как вам удается соблюсти некий баланс в отношениях с этими государствами с учетом их интересов?

Н.Н.: Уже сегодня по разведанным запасам нефти, газа и угля Казахстан находится на шестом-седьмом месте в мире, на втором месте по запасам урановой руды. И это само по себе вызывает большой интерес [за пределами страны].

Европа и США желают инвестировать средства и получить доступ к этим ресурсам. Россия хочет, чтобы транспортировка проходила через ее территорию. Китай бурно развивается и нуждается в возрастающем импорте энергоресурсов. И в этой связи мы считаем, что занимаем многовекторную политическую позицию. И мы построили тысячекилометровый нефтепровод в сторону Китая, который дает нам возможность экспортировать до 20 млн. тонн топлива.

Через Россию проходит Северокаспийский нефтепровод общей мощностью 60 млн. тонн. Мы присоединились к [трубопроводу] Баку-Джейхан, в котором США очень заинтересованы. Максимально можно будет, наверное, транспортировать туда 20 млн. тонн.

Видите: сама инфраструктура транспортировки наших ресурсов на мировые рынки говорит о том, что мы используем разные подходы [к сотрудничеству с деловыми партнерами из разных стран].

Би-би-си: Вы усиленно лоббируете интересы вашей страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с тем, чтобы добиться председательства в ней Казахстана. Почему вы считаете, что он является подходящим кандидатом на статус председателя?

Н.Н.: Дело в том, что многие европейские лидеры (не говорю уже о гражданах) очень слабо разбираются в географическом местонахождении этого региона. Путают республики, не могут понять, где Афганистан, где Пакистан находится, а где Казахстан.

Я считаю, ОБСЕ сегодня переживает не лучшие времена. У нее сегодня кризис. Но все дело в том, что мы поддерживаем ОБСЕ.

Мы хотим быть в этой организации и хотим показать, что сделано в области безопасности в Казахстане: 130 наций и народов живут здесь мирно, 46 религиозных конфессий живут между собой мирно все 15 лет независимости Казахстана, чего нет где-либо еще.

Вот чем должна заниматься ОБСЕ - изучать этот опыт и распространить. Поэтому мы со всех точек зрения созрели [для председательства в ОБСЕ].

Би-би-си: Экономические показатели Казахстана не раз удостаивались похвал на Западе. Однако когда речь заходит о демократии, здесь другая картина. Международные наблюдатели и организации, а также ваши оппоненты внутри страны утверждают, что уровень развития демократии в Казахстане сильно отстает от темпов экономического роста. Вы согласны с тем, что с политическим развитием страны существуют проблемы?

Н.Н.: Когда мы говорим о том, что хотим войти в число 50 конкурентоспособных стран мира, второй пункт - это дальнейшее углубление нашей демократии. То что говорят "маловато" - я с этим согласен.

 

Согласен, что мы несовершенны в этом плане, что мы не такие, как европейские государства. Но давайте вспомним, что государства Европы шли к этому [к демократии] сотнями лет. А мы из кризиса вышли в 1999 году и всего развиваемся семь лет.

То есть нужно говорить о том, что сделано за эти годы, а что нет. А если перечислять сделанное, то мы как в экономике, так и в политике лидируем на всем постсоветском пространстве.

Би-би-си: Вы стали одним из немногих политиков на постсоветском пространстве, который пользуется огромной популярностью в регионе и в родной стране. Сегодня ее сложно представить без Нурсултана Назарбаева. Каким вам видится политическое будущее Казахстана?

Н.Н.: Мы разрабатываем законы, которые будут расширять свободы. И мы подойдем, возможно, к каким-то конституционным изменениям, которые сделают власть устойчивой для будущего.

Мы понимаем, что свободное общество, общество с рыночной экономикой не может не сопровождаться свободными демократическими, политическими изменениями, которые нам необходимы. То есть, демократия - цель, а мы находимся в начале пути. К цели мы подойдем.

Би-би-си: В последнее время не раз высказывались предположения о том, что члены вашей семьи готовятся унаследовать от вас пост главы государства. Вы считаете возможным такое развитие событий?

Н.Н.: У меня лично понимание дальнейшего развития Казахстана заключается в демократическом свободном развитии. Никакой монархии, передачи власти по наследству детям не может быть!

Казахи - европейцы, а не азиаты. По сущности, мы являемся европейцами. Так воспитаны. Мы имеем 100% образованное население, чего нельзя сказать о многих других государствах.

100% населения Казахстана имеют среднее образование. Мы - читающий и думающий народ. И вести его из XXI века в средние века не моя цель и задача.

Я выполню свою миссию, а потом найдет народ своего лидера, изберет свободным демократическим образом, и этот лидер будет возглавлять страну.

Би-би-си: Казахстан воспринимают в мире как островок стабильности в очень хрупком и нестабильном регионе. В Киргизии продолжается политический кризис, политику правительства Узбекистана жестко критикуют и осуждают на Западе. Как вы выстраиваете отношения со своими соседями и насколько важно для вас развивать эти отношения?

Н.Н.: Наш регион, включая государства, которые вы назвали - Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, - государства очень близкие. У нас общая история, единая культура, язык, религия единая.

Все время в политике Казахстана присутствует доминанта - интегрировать этот регион. И самая главная наша задача - не допустить никаких конфликтных ситуаций и стать стабилизирующим государством. И нам это удается.

Би-би-си: По мере того как происходит экономическое развитие Казахстана, многие эксперты высказывают предположение о почти неминуемом притоке в вашу страну мигрантов-рабочих из соседних государств. Этот процесс уже имеет место. Однако в будущем вам, возможно, придется столкнуться и с проблемой политических беженцев из таких стран, как Узбекистан. Вы к этому готовы?

Н.Н.: Мы сейчас легализуем тех незаконных мигрантов, которые у нас работают. Думаю, это около миллиона человек. Кроме того, мы готовы привлечь из Узбекистана и других государств еще миллион человек.

Они, работая у нас, приносят своим семьям 300-500 млн. долларов в год. Эти деньги в такой стране, как Таджикистан, - почти треть бюджета. Тем самым мы стабилизируем там обстановку, давая возможность этим людям работать. Это первое.

Второе: мы предлагаем казахстанские инвестиции в их экономику, чтобы добиться ее подъема. Эти люди - самые лучшие мигранты для нашей экономики, потому что у нас нет языкового барьера.

Мы воспитаны в одном духе. И речь идет об очень работящих людях. Произойдут ли катаклизмы, внутренняя нестабильность, беженцы - от этого никуда не уйдешь. Не дай бог, чтобы такое было, но мы к этому тоже готовимся.

Мы не боимся мигрантов, мы вынуждены принимать их сегодня, как это делают Австралия и Канада.

 

Источник: news.bbc.co.uk

 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Токтогул Туманович Туманов

Туманов Токтогул Туманович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
54,1%

от ВВП составил госдолг Кыргызстана в начале 2015 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31