90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Оппозиция уйдет в онлайн. В Казахстане хотят создать сетевую партию

28.05.2015 16:19

Политика

Оппозиция уйдет в онлайн. В Казахстане хотят создать сетевую партию

Оппозиционный политик Серикжан Мамбеталин предложил создать в Казахстане сетевую партию, которая смогла бы объединить политически активных граждан, имеющих свое мнение на общественные процессы в стране. По словам экспертов, перспективы зарегистрировать сетевую партию крайне туманны, так как любое проявление инакомыслия, тем более в таком свободном пространстве как Интернет вызовет ответную реакцию, считают они.

Как пояснил автор идеи последние события в стране, в том числе трагического свойства показали, что именно соцсети стали местом единения граждан, здесь собирали средства пострадавшим от наводнений. Однако они также показатель недовольства и депрессивного состояния общества, по мнению г-на Мамбеталина для объединения людей актуальным становится создание сетевой партии.

Юридически неосуществимая идея

О ее перспективах юрист Максат Илиясулы сказал, что с точки зрения закона зарегистрировать такую партию будет невозможно, так как никаких норм в законодательстве, регулирующих возможности создания партии в Интернете НЕТ. Kursiv.kz спросил у экспертов о ее перспективах в РК.

По словам Айдоса Сарыма сам по себе интернет это деидеологизированное, разношерстное пространство. Даже не отрасль народного хозяйства или социальная страта. Поэтому говорить о партии интернета всерьез довольно бессмысленное занятие. Другое дело, что интернет может и должен служить площадкой и инструментом сближения позиций, обсуждения острых вопросов, обкатки новых идей, создания больших и малых концентрических кругов друзей и сторонников. С этой точки зрения интернет, скорее инструмент создания партии, чем ее замена

Бывший дипломат Казбек Бейсебаев подчеркнул, что он как человек, имеющий опыт организации граждан в социальных сетях, считает, что можно создать, любую организацию, включая политическую партию.

«Однако виртуальная активность и реальная активность это две большие разницы. Например, пять лет назад в Алматы был митинг против, якобы, аренды земель Китаю. Перед самим митингом интернет бурлил и было такое ощущение, что к месту его проведения за кинотетатром Сары-Арка придут сотни тысяч возмущенных граждан. В действительности, вместе с представителями СМИ и представителями правоохранительных органов было человек 500-600. Полгода назад в группе, посвященной теме войны 1941-1945 годов и насчитывающей почти 2 тыс. участников, приняли решение к 70-летию Победы выпустить книгу памяти, где хотели выложить информацию про своих отцов и дедов и другие собранные материалы. Поддержали все, а реально участвовали только несколько десятков человек. Поэтому партию в интернете создать можно, а как будет в реальности это большой вопрос», - сказал он.

Внутренние противоречия

Политолог Султанбек Султангалиев заметил, что автор идеи Серикжан Мамбеталин известен своей креативностью. Можно вспомнить его предложение выдвинуть единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах женщину - Зауреш Батталову или же призыв к выдвижению единого кандидата от оппозиции в преддверии выборов 2015 года. Однако ни та, ни другая инициатива не были поддержаны остальной национал-либеральной оппозицией, напомнил он.

«Я рассматриваю заявление С. Мамбеталина как очередную попытку консолидировать казахских националистов и либерал-демократов. В конечном результате сомневаюсь, так как отлично знаю их внутреннюю кухню. Часть потенциальных политиков не поддержат идею или даже подвергнут обструкции только из-за того, что инициатором стал С. Мамбеталин. Фактор личных амбиций свойственный представителям оппозиционного лагеря еще никто не отменял. Думаю, что интересная идея будет элементарно заболтана. Что же касается практического воплощения в жизнь идеи как таковой, то она реально возможна: сумел же Жарылкап Калыбай собрать тридцать пять тыс. подписей в свою поддержку. Дополнительным благоприятным обстоятельством могло бы стать разочарование электората во многих существующих партиях и отсутствие партии отвечающей настроениям националистически настроенных граждан. То что гипотетическая партия Facebooka несмотря на обтекаемые пункты пунктирной программы обозначенной C. Мамбеталиным, затеяна именно как объединение казахских националистов антироссийской направленности не вызывает у меня ни малейшего сомнения. Кстати это еще обоснование для того, чтобы утверждать, что не при каких обстоятельствах такая партия зарегистрирована не будет», - подчеркнул он.

Неведома зверушка

Представитель научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев сказал, что треть пользователей интернета сосредоточена в Алматы. Половина активистов оппозиционного толка также сосредоточена здесь. Тут же и центральные офисы банков, львиная доля центральных офисов ресурсодобывающих компаний, тогда и интернет-партия будет в Алматы. Весь фокус в том, что избиратель у нас в другом месте живет. Так что идея не оригинальна по форме, и нежизнеспособна по содержанию.

Запустить интернет-партию в стране под номером 100 в рейтинге распространения Сети среди 200 стран мира - нетривиальная задача.

«Чем же интернет-партия может отличиться? Что она хочет продать ленивому и недоверчивому пользователю/потребителю? Кроме свободы доступа, реформы авторского права и специального налогообложения для IT сферы на ум ничего не приходит. Ну дак это неинтересно массе избирателей. А на 3-5 % целевиков никуда не выплывешь. В реальности это похоже на очередную попытку мобилизации активного меньшинства через надстройку. Если бы инициатива пришла сверху, то можно было бы предположить, что в основе будет опять "Нур отан" или "Халык майдан" или еще какая "неведома зверушка" с ограниченной лицензией на территории СНГ. Но раз это идет от гражданских активистов, то картина вырисовывается более интересная. Так что будет что понаблюдать, как достигается невозможное. Тем более, что для этого есть некоторые благоприятные предпосылки. До марта прошлого года соцсети жили в своем обычном русле. Начиная с крымских событий все резко изменилось, особенно в казахстанском сегменте ФБ. Причины – возникновение тогда реальной «внешней угрозы», тем более на фоне отсутствия внятной позиции властей, к тому же вынужденных вступить в ЕАЭС. Поэтому в сетях прошла определенная структуризация общественного сознания. К сожалению, спонтанно и в слишком ускоренном режиме. С присущей радикализацией и поляризацией. Сейчас же сетевая среда немного успокоилась, были выработаны некие общие ценности и правила, выявляются неформальные лидеры мнения и их поддержка. Отсюда и попытки гражданского реагирования на разные информационные поводы. Которые постоянно подкидывает реальная жизнь страны», - отметил Еркин Иргалиев.

Президент общественного фонда «Liberty» Галым Агелеуов убежден, что сетевая партия может стать реальной силой, если все желающие объединяться и начнут работать в одной команде.

 «Её не зарегистрируют власти, но нужно понять какую сделать эдвокаси-кампанию, чтобы "продавить" и зарегистрировать такую партию. Можно договориться с властями, заявляя и сохраняя свою независимую позицию. Только такой путь возможно сработает. Тогда с властями можно попытаться построить общее для всех равное правовое поле с чёткими и прозрачными правилами игры. Учитывая, что пока ничего подобного не было, можно готовиться к худшему сценарию, когда со стороны власти будет противодействие и нездоровое давление», - заключил он.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

28.05.2015 16:19

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
$3,65 млрд

государственный долг Кыргызстана на конец 2014 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30