Памятник президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедову воздвигнут на постаменте из белого мрамора высотой 15 метров. Но на самом деле он сооружен на растоптанном духе туркменского народа.
Шестиметровый памятник Гурбангулы Бердымухаммедову, покрытый позолотой, презентовали в Ашгабате с большой помпой. Открытие статуи туркменского президента — восседающего верхом на лошади и держащего в руках голубя — состоялось 25 мая. Событие, облетевшее мировые СМИ, не стало праздником для простых жителей, которые могли бы ощутить большую пользу, если бы потраченные на это деньги были направлены на другие цели.
В слова Бердымухаммедова о том, что «построить памятник просили граждане страны», в которой средняя зарплата составляет около 300 долларов, верится с трудом. Открытие памятника широко освещалось в мировой прессе, и в этих публикациях часто можно было встретить слово «эксцентричный».
Я же почувствовал боль и отвращение, словно стал вынужденным зрителем плохого кино, которое доводилось видеть прежде не раз. Но это может быть не самым худшим ощущением. Скоро в Ашгабате собираются открыть новый парк.
Культ личности. Как это было?
В публикациях о новом памятнике упоминается, что культ личности, присущий нынешнему руководству страны, восходит к годам правления предшествующего президента Туркменистана, Сапармурата Ниязова.
В 1992—1993 годах мне доводилось часто бывать в Центральной Азии, нередко я бывал в Туркменистане. Я был очевидцем появления культа личности в этой стране и его разрастания.
Ашгабат запомнился тогда как город в красноватых тонах: здания построены из глины красноватого оттенка, — казалось, что они сливаются с расположенными вокруг него холмами.
На сегодняшних фотографиях Ашгабат предстает беломраморным городом, — памятник Бердымухаммедову стоит на белом мраморе. Из--а проекта по «модернизации города» жителей постепенно выселяют на окраины. Эта кампания началась в 1994 году, когда каждому министерству дали указание построить по пятизвездочному отелю. Многоэтажные жилые дома были снесены, на их месте построены отели, которые пустуют и в лучшем случае заселены на 30 процентов. Цена вопроса — полтора миллиарда долларов.
Министерствам было приказано построить новые грандиозные здания для себя, в итоге дома простых людей были снесены, жители вытеснены из центра города. Строительство многих правительственных зданий не было завершено к середине 2000-х годов, они пустовали. Мне не удалось найти информацию о том, сколько средств было затрачено на строительство (по некоторым данным, здание министерства строительства обошлось в 55,2 миллиона долларов), но четыре самых высоких здания в Ашгабате — это здания министерств.
Затем были памятники, такие как золотая статуя президента Ниязова, стоимостью 12 миллионов долларов. Статуя вращалась по ходу движения солнца, и к нему всегда было обращено лицо президента. И опять были снесены старые дома, жители отправлены на окраины. Спустя некоторое время после установки этого вращающегося памятника в Туркменскую редакцию Азаттыка обратились с жалобами местные жители. Они рассказывали, что из-за этой кампании страдают не только живые, но и мертвые. Ашгабат считается относительно молодым городом в Центральной Азии, где, как говорят, до прихода русских в 19-м веке было немного городов. Со временем города разрастались, кладбища оказывались в черте городов. В годы правления Ниязова кладбища мешали строительству «великолепной столицы». Могилы были вскрыты, останки спешно перезахоронены на новых кладбищах вдали в пустыне. Могилы, по-видимому, были неглубокими, и шакалы таскали кости усопших.
В 2004 году Ниязов, оставив Ашгабат, принялся обустраивать пустыню, решив потратить восемь миллионов долларов на создание искусственного озера в Каракумах (первоначальная оценка проекта в 2000 году составляла четыре с половиной миллиарда долларов). Экологи тогда предупреждали, что, если воды Амударьи повернут в пустыню, они потеряются в песках и это приведет к еще большему снижению уровня воды в Аральском море. Спустя десять лет работы по сооружению озера продолжаются.
11-километровая искусственная река, пересекающая Ашгабат, — еще один помпезный проект. Вода стекает вниз, собирается и вновь подается к устью искусственной реки. Вдоль ее берегов разбили парки и построили фонтаны. Большая часть высаженных деревьев, к сожалению, высохла в первые годы после высадки. Вы спросите: сколько потрачено на этот проект? «Всего лишь» 63 миллиона долларов.
В русле традиций
Всё это было при Ниязове, но Бердымухаммедов превзошел своего предшественника. В 2009 году он заявил, что на строительство курорта Аваза на берегу Каспийского моря будет направлено 12 миллиардов долларов. Однако через несколько месяцев бюджет проекта был увеличен до 23,6 миллиарда. Часть этих средств пойдет на строительство высокого ограждения по периметру курортного комплекса, чтобы простые жители не смогли туда попасть.
В октябре 2011 года агентство ИТАР-ТАСС сообщило, что на строительство курорта Аваза потрачено 1,4 миллиарда долларов. В 2013 году Бердымухаммедов велел построить еще десять зданий на пустующем курорте.
Сам президент страны живет в дворцовом комплексе «Огузхан», построенном при Ниязове на 250 миллионов долларов. Бердымухаммедов был замечен за рулем спортивного автомобиля Bugatti Veyron стоимостью около двух миллионов долларов.
Теперь несколько слов о парке, который будет открыт в день рождения Бердымухаммедова, 29 июня, или несколькими днями ранее. Туркменская редакция Азаттыка располагает проектом нового парка, выглядит он впечатляюще, но сколько денег затрачено на проект, официально не объявлено. То, что парк появится вслед за бесполезным памятником Бердымухаммедову (и это на фоне продолжающегося сноса домов без уплаты компенсаций), показывает, как туркменские власти заботятся о людях.
В 1992 году президент Ниязов обещал, что Туркменистан станет «вторым Кувейтом» и что у каждого гражданина будет автомобиль Mercedes. Вместо этого многие жители живут у родственников, в домах, где отключают электричество и воду. Но при этом они могут смотреть на золотые статуи и роскошные здания, представляя себя как на отдыхе в Авазе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus