Для роста цен на лекарства и дефицита препаратов в связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС нет предпосылок, считает гендиректор департаменте лекарственного обеспечения при Минздраве Рустам Курманов.
- Ходят разговоры, что при вступлении в ЕАЭС цены на лекарства поднимутся в разы. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Департаментом лекарственного обеспечения и Министерством экономики в течение года была проведена очень большая работа. В результате 39 товарных позиций, а это в основном все лекарственные средства и изделия медицинского назначения, будут освобождены от таможенных пошлин. Это означает, что лекарственные средства, произведенные вне единого Евразийского экономического союза, не будут облагаться таможенными пошлинами, как это происходит в других странах, которые входят в ТС. То есть если какое–то лекарство поступает из Германии в Казахстан или Россию, Беларусь, Армению, то оно облагается таможенными пошлинами. У нас же есть преференции - это лекарство не будет облагаться налогом в течение пяти лет. В Кыргызстане созданы лучшие условия для ведения бизнеса. И мы предполагаем, что цены на лекарства не будут расти, поскольку для этого нет предпосылок.
- Но ведь может так случиться, что фармфирмы повезут через Кыргызстан лекарства в страны ТС, используя данные нам преференции в своих интересах.
- Для защиты своих рынков наши коллеги попросили, чтобы мы на упаковках поступающих к нам лекарств из–за рубежа ставили регистрационный номер нашей страны. Он будет свидетельствовать о том, что этот товар предназначен для Кыргызстана и он не облагался таможенной пошлиной.
- Рустам Абдыкайыпович, вы говорили об экспертизе лекарственных средств, к которой повышаются требования. А у страны есть возможность проводить ее?
- Мы подготовили все необходимые документы, материалы, провели расчеты для того, чтобы нам выделили из гранта, предоставляемого нашей стране Россией, деньги или оборудование для дооснащения Центральной контрольно–аналитической лаборатории в Бишкеке и ошской лаборатории. Уровень бишкекской лаборатории и так высок, но необходимо, чтобы он соответствовал уровню лабораторий в России и Казахстане. Российская сторона нас поддержала. И уже в этом году мы надеемся дооснастить наши лаборатории на два с половиной миллиона долларов.
Сейчас активно ведем переговоры с казахской стороной об открытии у нас токсикологической лаборатории с виварием. Минздрав выделил нам помещение. Приезжала казахстанская делегация, специалисты посмотрели и одобрили наш проект. Мы ожидаем, что соседи помогут нам с ремонтом помещения и оснащением лаборатории вместе с виварием. Как говорится, цена вопроса - 2,7 миллиона долларов.
Как в целом для страны, так и для департамента лекарственного обеспечения с формированием общего рынка лекарственных средств улучшится обеспечение населения необходимыми препаратами. На наш рынок придут новые фармкомпании с качественными, эффективными и безопасными лекарствами.
- Сколько сейчас на нашем рынке фармкомпаний?
- В стране сейчас 2 тысячи 735 фармацевтических организаций, в том числе аптек, аптечных пунктов, оптовых складов, фармпроизводств и так далее. Активными поставками занимаются около пятидесяти компаний.
Зарегистрировано 6 тысяч 785 наименований фармацевтической продукции, из них лекарственных средств - 4 тысячи 434. Это совсем немного. Если взять, например, Англию, то там зарегистрировано около 50 тысяч наименований фармпродукции плюс препараты Европейского союза. Там, кстати, также действует два реестра - национальный и ЕС.
В Казахстане зарегистрировано около 15 тысяч наименований лекарств. А у нас даже наблюдается дефицит некоторых лекарств. Но с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС наш фармацевтический рынок существенно пополнится.
- Как вы можете прокомментировать ситуацию с антибиотиком бактамед, из–за которого якобы у маленьких детей отнимаются ноги.
- На днях получены результаты комиссии Минздрава, которая проанализировала все случаи нейропатий у детей и не нашла связи между препаратом и болезнью. Этот препарат официально был зарегистрирован в нашей стране в 2008 году, прошел целую систему экспертиз и контроля качества. Он зарегистрирован в стране-производителе - Испании, причем по европейским стандартам. А они предусматривают очень высокие требования к безопасности и качеству лекарств. Лекарство экспортируется не только в Кыргызстан.
- У нас даже в аптеках, говорят, можно нарваться на фальсифицированные лекарства. Называются даже цифры - до 20 процентов на нашем рынке продается поддельных препаратов. Что вы можете сказать?
- Ни в одной стране мира еще не определен точно объем контрабанды, сделать это непросто. Государством созданы все предпосылки, чтобы не ввозить контрабандные лекарства. У нас нет НДС на препараты, как в других странах, нулевые таможенные ставки. Сейчас фирмам выгодно завозить качественные и безопасные препараты. Поэтому, когда говорят, что в аптеках можно купить поддельное лекарство, - это неправда. Из года в год объем ввозимых лекарственных средств увеличивается, а значит, идет легализация рынка. Например, в 2013 году в страну было завезено лекарств на 9,6 миллиарда сомов, в прошлом уже на 11 с лишним миллиардов, с начала этого года - уже на 5 миллиардов 775 миллионов сомов. А, стало быть, будет больше по итогам года.
Правда, контрабандные лекарства с истекающим сроком можно еще найти на Ошском и Кара-Суйском рынках. Мы заключили договоры с Госслужбой по борьбе с экономическими преступлениями, МВД, с которыми вместе будем бороться с контрабандой лекарственных средств. Известно, что от нас уходят контрабандным путем лекарства в Таджикистан.
Естественно, будет усилен контроль за контрабандой и фальсифицированными средствами, когда откроются границы между странами ЕАЭС. В России, Казахстане, Беларуси есть мощные службы, средства для этого.
- Министр здравоохранения уже давно говорит о создании национальной информационной базы лекарственных средств. Что она дает, объясните.
- Сейчас назрела необходимость объединить всю информацию о лекарственных средствах в системе здравоохранения в единую информационную базу данных. Скоро к нам приедут пять специалистов из Турции, которые разрабатывали национальную базу у себя, чтобы ознакомиться с нашими информационными потоками. Они дадут свои рекомендации, с чего надо начинать нам. После их предложений начнем активно продвигать идею по созданию своей национальной базы. Мы только что, например, говорили о контрабандных, фальсифицированных лекарствах, ценах на них.
То, что будет забраковываться, станет известно всем. Благодаря этой базе начнет регулироваться и контролироваться рынок лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Серые схемы при поставках лекарств в некоторых лечебных учреждениях будут исключены, потому что все станет отслеживаться: из какой компании, сколько и каких лекарств ушло в какую больницу или аптеку и на какую сумму. Открыв эту базу данных, любой кыргызстанец может узнать, какие лекарства есть на нашем рынке, по какой цене. То есть это будет прозрачная, эффективная система регулирования на фармацевтическом рынке.
В будущем мы планируем создать и такую систему выписки рецептов, как в Турции. Врач выписывает рецепт и отправляет его по электронной почте в аптеку, где пациенту выдается лекарство. Причем программа будет заблокирована, если врач неправильно сделал назначение. Допустим, выписал лекарство, которое для лечения не нужно пациенту. Это одна из форм борьбы с неэтичным маркетингом.
- Как мы с ним боремся, пока такой системы у нас нет?
- Через определенное время в стране появятся новые бланки рецептов с отрывными талонами, по которым мы можем контролировать рецептурный отпуск лекарств. Талоны будут храниться в аптеках в течение двух лет. Таким образом можем проверить, насколько обоснованно сделано назначение тем или иным врачом. Это переходный этап к созданию национальной лекарственной базы. И надо наводить порядок уже сейчас.
- Лекарства, как вы сказали, будут завозиться к нам без таможенных пошлин. Но цены могут накручивать аптеки. Посмотрите, как они разнятся на одно и то же лекарство.
- Подготовлен проект постановления, в котором как раз предусмотрен этот момент. В частности, аптеки не могут устанавливать надбавку на препараты более двадцати процентов. Проект постановления мы направили в Минэкономики, Антимонопольный комитет, всем фармассоциациям и ждем от них предложений. После того, как их получим, будем этот механизм запускать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus