Перспектива экспорта туркменского газа в Европу обретает отчётливые контуры. По итогам недавней четырёхсторонней встречи в Ашхабаде представителей Евросоюза, Туркмении, Азербайджана и Турции решено создать постоянную рабочую группу, которая займётся детальной проработкой проекта.
Разговоры о возможности поставок в Европу природного газа из Туркмении ведутся не первый год. Занимая четвёртое место в мире по разведанным запасам «голубого топлива», бывшая советская республика рассма-тривается руководством ЕС в качестве поставщика, альтернативного российскому.
В последние месяцы предположения и малозначимые заявления уступили место реальным переговорам и серьёзным декларациям. Подробности переговоров в столице Туркмении обнародовал заместитель председателя Европейской комиссии Марош Шефчович, возглавлявший делегацию ЕС. По его словам, в Ашхабаде был сделан «большой шаг в стратегическом направлении». «Для Туркмении очень важно диверсифицировать экспорт своего газа, а для Евросоюза — диверсифицировать импорт. Сейчас есть политическое решение, что Туркмения станет частью этого проекта и будет снабжать Европу», — заявил Шефчович и уточнил, что ЕС ожидает начала поставок сырья из Центральной Азии уже в 2019 году.
Экспорт газа стал главным предметом обсуждений и во время европейского турне президента Туркмении. 13 мая Гурбангулы Бердымухамедов встретился в Вене с генеральным секретарём ОБСЕ Ламберто Заньером. Стороны обсудили активизацию энергетического диалога и сотрудничество в сфере обеспечения безопасности международных поставок энергоносителей. При этом генсек ОБСЕ отметил, что многие европейские страны рассматривают Туркмению в качестве одного из основных поставщиков природного газа и «готовы к конкретному обсуждению актуальных аспектов дальнейшего сотрудничества на этом стратегическом направлении».
Детали амбициозного проекта неизвестны, да и вряд ли они пока существуют. Ясно, однако, что руководство Евросоюза видит Туркмению частью «Южного газового коридора» — системы трубопроводов, по которым топливо будет поставляться в Восточную и Центральную Европу, то есть в страны, наиболее зависимые от российского экспорта. Наполнять трубопроводы планируется из нескольких источников. Во-первых, это азербайджанское месторождение Шах Дениз II, газ из которого будет поступать в Европу по Трансанатолийскому газопроводу. Его строительство началось в марте нынешнего года.
Правда, планируемый объём экспорта — 10 миллиардов — не может удовлетворить потребности ЕС, поэтому европейские власти ищут и других поставщиков сырья. В их числе называют Иракский Курдистан и Иран. Но самым перспективным источником всё-таки является Туркмения. Не дожидаясь окончательной разработки проекта, Ашхабад уже приступил к строительству газовой магистрали «Восток—Запад», которая позволит доставлять сырьё с крупнейших месторождений на востоке страны к Каспийскому побережью.
Не исключено, впрочем, что власти поторопились. У проекта экспорта туркменского газа в Европу есть немало противников — явных и скрытых. Иран, к примеру, выступает против прокладки газопровода по дну Каспийского моря. Не в восторге от разворота Ашхабада на Запад и Китай, являющийся сегодня основным покупателем туркменского «голубого топлива». Зато Соединённые Штаты выразили проекту свою полную поддержку. Об этом заявил министр энергетики США Эрнест Мориц.
В этом нет ничего удивительного. Строительство газопровода ещё не началось, но уже приобрело ярко выраженные черты не столько экономического, сколько политического проекта. Для Запада экспорт туркменского газа — это в первую очередь удар по интересам России, Китая и Ирана. И для того чтобы удар получился чувствительным, он не пожалеет никаких средств.
Правила комментирования
comments powered by Disqus