Преподаватели Американского университета в Центральной Азии изучили деятельность дааватчи в Кыргызстане.
В упомянутом учебном заведении прошла презентация исследования, на которую прибыли представители муфтията, дааватчи и все, кто интересуется религиозными вопросами. Авторы в своем исследовании опирались на цифры и факты, рекомендаций не давали.
Странствующих распространителей ислама в Кыргызстане называют дааватчи, а в мире их называют "Таблиг жамаат".
Даже в Индии побывали
Преподаватель факультета антропологии Американского университета в Центральной Азии, кандидат филологических наук Мукарам Токтогулова изучила деятельность дааватчи вместе со своим коллегой Русланом Рахимовым. Они побывали на Иссык-Куле, Нарыне, Оше и Джалал-Абаде, даже в Индии - родине даавата. Мукарам Токтогулова в течение десяти дней была свидетелем деятельности дааватчи из Индии, а Руслан Рахимов отправился туда в роли дааватчи.
На презентации исследования Токтогулова остановилась на трех вопросах:
- Во-первых, внимание уделялось приходу "Таблиг жамаата" в Кыргызстан. Выясняли, каким образом он стал частью жизни местного населения. Во-вторых, изучали место женщины в исламе, отношение дааватчи к женщинам. В-третьих, рассматривали взаимоотношение ислама и государства с точки зрения дааватчи.
В соответствии с исследованием "Талиг жамаат" был основан в 1927 году в Индии Илиясом Кандехлави. Первые дааватчи появились в Кыргызстане в начале 90-х. Токтогулова опиралась на данные муфтията и сообщила, что с января по июль 2012 года более 600 групп вышли на сорокадневный даават. Это более 6000 человек. Но она считает, что реальные цифры могут быть больше.
Даават может длиться 3, 15, 40 дней или 4 месяца. Обычно 4 месяца даавата проходят в Индии, Пакистане и в Бангладеше, где распростронен даават. В исследовании уделили внимание и женскому мастурат даавату, который широко распространен и имеет кое-какие отличия от мужского даавата.
Противоречивые мнения о дааватчи
Представившийся частным предпринимателем Тилек Токтогазиев отметил безответственность дааватчи, которые на месяцы оставляют свою семью:
- По-моему, "Таблиг жамаат" делит общественность. К примеру, в селе Таш-Добо Жумгальского района живет мой близкий родственник. У него родила жена, но он ушел на даават, не оставив денег жене. В итоге ребенка потеряли. В другой раз он тоже оставил жену, детей, мать и ушел на даават в Иссык-Кульскую область. Тогда мы поняли, что даават таит в себе опасность для нашей семьи.
Токтогазиев поинтересовался источником денег дааватчи. Автор исследования Мукарам Токтогулова ответила, что дааватчи тратят свои деньги. Представитель организации "Таблиг жамаат" Камчыбек Омурзаков опроверг все претензии к дааватчи:
- В каждой семье бывают хулиганы. Если какой-то человек допустил ошибку, то нельзя приписывать ее ко всему "Таблиг жамаату". Человек сам виноват, не следовал условиям даавата. У нас всегда проверяют, есть у человека условия для выхода на даваат? Хватит ли средств у его семьи на 40 дней или 4 месяца. Но иногда допускаются ошибки, о которых вы упомянули. Нельзя считать, что даават приводит к этому.
Кыргызская общественность неоднозначно относится к даавату. Некоторым не нравится даже внешний вид дааватчи, их манера одеваться. Но другие отмечают позитивное влияние дааватчи на общественность.
Автор: Заирбек Бактыбаев
Источник: http://www.gezitter.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus