18 лет тому назад, 27 июня 1997 года в Москве было подписано межтаджикское соглашение о мире, единстве и согласии, положившее конец гражданской войне в Таджикистане.
По официальной статистике в годы гражданского противостояния (1992-1997 годы) в Таджикистане погибли 60 тыс. человек. Столько же людей были вынуждены бежать в Афганистан, 25 тыс. таджикских женщин остались вдовами, 53 тыс. стали сиротами.
Общий ущерб, причиненный в годы гражданской войны был оценен в $10 млрд.
Со времени подписания соглашения о мире прошло 18 лет. Достигли ли таджики настоящего единства, и что может «помешать» достижению поставленных целей, что думают об этом представители гражданского общества?
«Понятие Национальное единство со временем утратило, или изменило свой первоначальный смысл и значение», - заявил в интервью «Авеста» доктор юридических наук, профессор Шокирджон Хакимов.
«Если 18 лет назад основой национального единства являлись прекращение гражданской войны, привлечение оппозиции в правительство, создание правового фундамента для деятельности политических партий, то сегодня основой Национального единства должны служить такие факторы, как борьба с коррупцией, искоренение местничества, создание равных условий для всех политических партий и экономической деятельности граждан, здоровой конкуренции в социальных, политических и культурных отношений», - подчеркнул Хакимов.
«К сожалению, звучат множество «крылатых фраз» о Национальном единстве, о нем пишут как об уникальном даре, но есть ли на самом деле Национальное единство, достигли ли мы этого понятия в прямом смысле, в этом я сомневаюсь. Многие чиновники, ученые, литераторы не высказывают «мысли вслух» о реальной действительности, боясь потерять «теплое» место, преследований, которые могут последовать после», - считает профессор.
Политолог Нурали Давлат считает, что самым важным достижением мирного соглашения является достижение мира в Таджикистане, но единства ли. По его словам, насколько остались верны данному соглашению стороны (правительство и оппозиция), пока говорить преждевременно.
«По моему мнению, правительство убеждено, что воцарился полный мир, и ничто в Таджикистане не предвещает повторение событий. Но, посмотрите. Ребенок, который родился в 1997 году, когда было подписано мирное соглашение. Ему сейчас 18 лет. Он стал совершеннолетним, и должен начать самостоятельную жизнь. И что он видит? Экономические успехи правительства за тот период, когда он рос, социальное равенство? Он видит нерешенные проблемы, безработицу, нищету, трудовую миграцию, бесправие. Это те проблемы, которые правительство должно было начать решать сразу после достижения мира. Прошло 18 лет, а экономические проблемы как были, так и остаются. Именно это может стать угрозой для Национального единства», - подытожил Нурали Давлат.
Бахтиер Хамдамов, главный редактор газеты «Минбари халк», в свою очередь называет Национальное единство ценнейшим достижением для народа Таджикистана.
«Мы должны уважать эту ценность. Не дать различным внутренним и внешним силам пошатнуть это достижение. Гражданская война началась из-за множества противоречивых мнений, идей, которые разделили один народ на два лагеря. Нам удалось преодолеть это, и сплотить народ в единое целое», - отметил Бахтиер Хамдамов.
По словам лидера Партии Исламского возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири, именно подписание мирного соглашения стало началом конца гражданской войны. Разве может быть лучшее достижение. «Но, то, что мы сейчас имеем, это не результат мира, а отдаления от него (мира). Сегодня нас обвиняют в том, что мы были слишком доверчивыми. Может быть и так. Но важно то, что мы не обманывали никого и были честны до конца. История расставит все по своим местам. Мы поклялись тогда, что Таджикистан станет свободным демократическим государством. К сожалению, этого мы не добились. Сегодня «козлом отпущения» делают того, кто доверял, а не того, кто нарушил клятву. Поэтому всегда виновный становится героем, а жертва виновным», - отметил Мухиддин Кабири.
Правила комментирования
comments powered by Disqus