Достаточный уровень фискальных и внешних резервов позволил правительству Туркменистана частично нивелировать неблагоприятное воздействие внешних факторов на экономику и сохранить темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) в диапазоне двузначных показателей, говорится в аналитическом материале Евразийского банка развития (ЕАБР).
ЕАБР является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года. Государствами-участниками банка также является еще ряд стран СНГ.
В отчете ЕАБР сказано, что по итогам первого квартала 2015 года экономика Туркменистана выросла на 10 процентов, что было обеспечено положительным вкладом практически всех отраслей экономики. В частности, замедление темпов роста добычи природного газа до пяти процентов было компенсировано наращиванием производства нефти до 10 процентов.
ЕАБР также отмечает, что показатель розничной торговли вырос на 16,9 процента в годовом выражении на фоне роста среднемесячной зарплаты на 9,5 процента. В транспортно-коммуникационном комплексе наблюдался рост в 15,8 процента. Инвестиции увеличились на 7,1 процента, при этом их доля в ВВП достигла 36,5 процента.
Кроме того, учитывая, что неблагоприятные внешнеэкономические условия сохраняются, говорится в отчете, запасы прочности экономики Туркменистана постепенно расходуются, и меры государственного стимулирования уже недостаточны для удержания высоких темпов экономического роста.
Так, по итогам пяти месяцев 2015 года темпы роста ВВП снизились до 9,5 процента, ожидается, что до конца года данная тенденция продолжится. Согласно консенсус-прогнозу, в 2015 году экономический рост замедлится до 9,3 процента, пишут специалисты ЕАБР.
По итогам первого квартала 2015 года внешнеторговый оборот Туркменистана снизился на 11,2 процента вследствие опережения темпов падения экспорта над импортом. Несмотря на то, что власти Туркменистана в январе 2015 года провели одномоментную девальвацию маната на 19 процентов, по итогам первого квартала 2015 года экспорт сократился на 15,5 процента.
Как отмечает ЕАБР, вероятнее всего, это является следствием снижения мировых цен на энергоресурсы, что, в свою очередь, сокращает номинальный объем экспорта газа в Китай (контрактная цена на газ привязана к колебаниям цен на нефть).
В аналитическом материале обращается внимание на то, что, с другой стороны, снижение поставок газа в Россию в реальном выражении также внесло свой вклад в сокращение общего объема экспорта.
Импорт по итогам первого квартала 2015 года сократился на 5,9 процента, что можно объяснить эффектом высокой базы. Годом ранее темп роста импорта составлял 16,2 процента.
Снижение экспортной выручки сказалось на состоянии государственного бюджета. В первом квартале этого года государственные доходы сократились на 16 процентов, сказано в докладе ЕАБР.
Расходная часть бюджета была исполнена на 91,2 процента от плана, при этом 77,3 процента бюджетных средств было направлено на финансирование социальной сферы.
"Учитывая, что расходы бюджета по итогам первого квартала 2015 года сократились сильнее, чем доходы ( -18,1 процента), можно предположить, что государственный бюджет был сбалансирован. Сводный индекс потребительских цен в марте 2015 года вырос на 5,7 процента по сравнению с декабрем 2014 года", - говорится в отчете финансовой структуры.
Также подчеркивается, что некоторое ускорение инфляции обусловлено девальвацией маната, ростом внутренних цен на бензин и повышением тарифов. "Ожидается, что до конца года инфляция будет поддерживаться на данном уровне, подпитываемая ростом цен на импортные товары и либерализацией коммунальных и транспортных услуг", - подчеркивается в докладе ЕАБР.
Туркменистан, согласно отчету British Petroleum (BP), по запасам природного газа занимает четвертое место в мире и на данном этапе имеет возможность экспортировать сырье в Китай, Иран и Россию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus