90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Как Туркменистан может изменить тупиковую ситуацию между Россией и Западом

30.06.2015 09:37

Политика

Как Туркменистан может изменить тупиковую ситуацию между Россией и Западом

В среду российский министр энергетики Александр Новак выразил заинтересованность в потенциальном увеличении импорта природного газа из Туркменистана. В  тот же день парламент Казахстана ратифицировал соглашение о демаркации границы между Казахстаном и Туркменистаном по дну Каспийского моря. Оба эти события на первый взгляд могут показаться маловажными и не взаимосвязанными, однако связь между ними существует и она отражает потенциальную возможность для Туркменистана фундаментальным образом изменить один из важнейших компонентов зашедшего в тупик противостояния между Россией и Западом.

Важность Туркменистана объясняется двумя факторами: его энергетическими ресурсами и географическим положением. Страна производит 77 миллиардов кубометров природного газа в год, из них на экспорт направляются 44 миллиарда кубометров. Запасы природного газа в Туркменистане оцениваются в 17,5 триллиона кубических метров. Это один из наибольших показателей в мире, благодаря которому Туркменистан может превратиться в крупнейшего производителя и экспортера природного газа, способного в будущем стать еще более важным игроком на мировом рынке энергоресурсов.

В то же время, именно географическое положение Туркменистана повышает роль этой страны в противостоянии между Россией и Западом. Расположенная на побережье Каспийского моря между двумя крупнейшими потребителями энергоресурсов на западе и востоке, страна стала ключевым компонентом энергетического маршрута «Южный коридор», которому Европейский Союз уделяет особое внимание как к средству снижения зависимости Европы от российских энергетических поставок. Эта система трубопроводов, предназначенная для транспортирования энергоносителей из каспийского региона через Кавказ и Турцию в страны Европы, явно задумана с целью избежать участия России как в роли поставщика, так и транзитной территории для поставок энергоносителей.

До сих пор Азербайджан остается единственным источником ресурсов «Южного коридора» главным образом через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-кавказский газопровод, по которым осуществляется транспортировка нефти и газа в течение последнего десятилетия. Однако объемы азербайджанского экспорта в Европу относительно невелики, и даже намеченное увеличение добычи и экспорта благодаря шельфовому газоконденсатному месторождению Шах-Дениз 2, которое вступить в строй 2018 году, может обеспечить рост общего объема поставок лишь на 10 миллиардов кубометров в год. Однако если другой производитель газа, такой как Туркменистан, сумеет подключиться к поставкам в Европу наряду с Азербайджаном, возможность реальной диверсификации источников энергетических ресурсов для Европы станет значительно более реальной.

Эти соображения обусловили интенсивные дипломатические усилия, предпринятые Европой в течение последних месяцев, с целью убедить Туркменистан присоединиться к маршруту «Южный коридор». Европейский Союз в особенности заинтересован в транс-каспийском трубопроводе, который мог бы стать относительно коротким участком, связывающим Туркменистан и Азербайджан через Каспийское море.

Однако, на пути Европы стоят две крупные проблемы. Одна из них – легальный статус Каспийского моря, пограничные споры между пятью прибрежными странами — Россией, Ираном, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Уже в течение десятилетий эта проблема остается крайне болезненной, многочисленные саммиты и встречи пока не привели к каким-либо конкретным подвижкам в направлении достижения многостороннего соглашения. Однако, последние события, включая ратификацию двустороннего соглашения между Казахстаном и Туркменистаном по вопросу о демаркации границы, а также заявления министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова о том, что прорыв может быть достигнут во время Каспийского саммита в 2016 году, свидетельствуют о том, что эта проблема, возможно, недолго будет оставаться препятствием для планов Европы.

Другой, более сложной проблемой, является сама Россия. Как и по всей территории Центральной Азии, Москва обладает политическим, социальным, экономическим и военным влиянием на Ашхабад. В сочетании с собственным добровольным изоляционизмом Туркменистана, централизованной политической системой и обеспокоенностью западным вмешательством, давление России сделало Ашхабад осторожным во всех вопросах, касающихся сотрудничества с Европой, особенно по стратегическим проектам, угрожающим интересам Москвы и способным вызвать ее гнев.

Однако, Туркменистан не намерен действовать в интересах России без всяких условий. В отношениях между Ашхабадом и Москвой возникла напряженность после 2009 года, когда в результате аварии на участке газопровода «Средняя Азия – Центр» (САЦ-4) поставки газа из Туркменистана были прекращены на несколько месяцев. Ранее Туркменистан направлял более 90 процентов своего природного газа в Россию. Однако, после этого инцидента Туркменистан ускорил работу над альтернативными проектами трубопроводов, перенаправив значительную часть своего экспорта природного газа в Китай. Хотя Туркменистан по-прежнему с большой неохотой относится к официальному присоединению к любому из проектов «Южного коридора» с Европой, сегодня Ашхабад более охотно готов обсуждать эту проблему и проявляет как минимум некоторую заинтересованность. Объявление России о возобновлении ее готовности к наращиванию импорта из Туркменистана, свидетельствует том, что Москва признает наличие у Ашхабада альтернативных вариантов выбора, а также о том, что стратегическая важность Туркменистана выросла в связи с ослаблением позиций России и более активными действиями Запада в противостоянии с Москвой на территории стран ближнего зарубежья.

Решение Туркменистана либо остаться в стороне от попыток Европы диверсифицировать источники поставок энергоносителей, либо официально присоединиться к участию в «Южном коридоре», может иметь весьма существенные последствия. Ашхабад, похоже, будет пытаться скрывать свои карты как можно дольше. В то же время, внимательное наблюдение за любыми признаками, указывающими на то, к какому варианту выбора склоняется Туркменистан, будет иметь огромную важность в общем развитии конфликта между Россией и Западом.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://mixednews.ru/archives/82495

30.06.2015 09:37

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Ыргал Кармышаковна Кадыралиева

Кадыралиева Ыргал Кармышаковна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
92

объекта с радиоактивными и токсичными отходами расположены в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30