В Брюсселе прошло первое официальное заседание рабочей группы по Транскаспийскому трубопроводу. В нем приняли участие представители Евросоюза, Азербайджана, Грузии, Туркменистана и Турции, основных участников потенциальных участников проекта.
Транзит газа предполагается через Каспийское море, что вызывает обеспокоенность Казахстана. Ранее два прикаспийских государства Иран и Казахстан выступали за то, чтобы магистральные трубопроводы проходили по дну Каспийского моря. Однако позицию Астаны эксперты называют двоякой. С разрушением монополии «Газпрома» на европейском рынке, у стран с меньшим газовым потенциалом, чем у России также появляются возможности для включения в газовую гонку, чем и может воспользоваться Казахстан, убеждены эксперты.
«Рабочая группа приступила к рассмотрению вариантов строительства Транскаспийского трубопровода, который бы соединил Туркменистан с крупнейшей сетью трубопроводов, берущей начало в южном газовом коридоре. Наша цель найти решения для технических, юридических и финансовых вопросов. Следующее заседание рабочей группы состоится осенью. Ашхабад уже заявил о готовности поставлять в Европу от 30 до 40 млрд куб. м газа в год. Туркменский газ сможет обеспечить 10% от общего потребления в Европе. Остается вопрос транспортировки туркменского газа в Европу, а также вопрос транзита через Каспийское море», - отметил вице-президент Еврокомиссии (ЕК) Марош Шефчович.
Осторожный подход
Несмотря на то, что в Астане осторожно высказываются о возможности участия в проекте поставки газа в Европу, используя возможности каспийского транзита, однако такие планы имеются. В частности об этом можно судить по официальной информации, размещенной на сайте компании «КазМунайГаз».
В ней отмечается, что одним из возможных вариантов транспортировки казахстанского газа в будущем, с точки зрения диверсификации его поставок в страны Европы через территории Азербайджана, Грузии и Турции, является проект Транскаспийского газопровода.
Казахстан рассматривает возможность строительства Транскаспийского газопровода «Актау – Баку» с последующим присоединением к газопроводу «Баку – Тбилиси – Эрзурум», что обеспечит поставки казахстанского газа на Европейские рынки.
Реализация проекта Транскаспийского газопровода с ориентировочной пропускной способностью 20 млрд кубометров в год позволит экспортировать казахстанский газ на рынки Европы путем дальнейшего присоединения к Южно-Кавказскому газопроводу БТЭ без транзита по территории Российской Федерации.
Реализация проекта сопряжена с рядом рисков, основным из которых является правовой статус Каспийского моря, который непосредственно влияет на политику прокладки трубопровода по дну моря, а также наличие в перспективе необходимых объемов казахстанского газа для экспорта, отмечено на сайте компании.
Отметим, что транскаспийский газопровод, как известно должен пересечь туркменский берег Каспия и пройти вплоть до азербайджанской части.
Еще в апреле 2014 года представитель ЕС Малена Мард отметила, что в Европе внимательно следят за процессами в странах Каспийского моря и продолжаются переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном по поставкам газа через Транскаспийский газопровод в будущем.
«Южный газовый коридор, включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетом для Брюсселя», - подчеркнула она.
Клубок противоречий
Стоит отметить, что доказанные запасы газа в Казахстане составляют 3,9 трлн кубометров. Это 1,9% от мировых запасов. Однако пока Казахстан в большей степени ориентирован не на экспорт газа, а на покрытие потребности в нем населения страны. Под рост внутренних поставок ориентирована система внутренних магистральных газопроводов, включая газопроводы Бейнеу-Бозой-Шымкент, Тобол-Кокшетау-Астана. В целом, все эти обстоятельства говорят о том, что в какой-то степени уход "Газпрома" с европейских рынков даже может стимулировать РК к продолжению переговоров по экспорту своего газа в Европу через систему транскапспийского трубопровода.
Учитывая, что общеизвестно стремление правительств Туркменистана, Узбекистана и Казахстана выйти на новые рынки потребления топлива и переориентировать свой газ в Индию и Пакистан через Афганистан и в Европу через Каспий.
Однако реализуемость проекта вызывает у экспертов серьезные сомнения. В частности, нефтегазовый аналитик Ровшан Ибрагимов отметил, что ярким примером сложностей, с которыми центральноазиатские страны сталкиваются при попытке перенаправить свой газ в Европу остается многострадальный проект ТАПИ, который Туркменистан лоббирует для формирования диверсификации экспорта своего природного газа сначала по отношению к России, а теперь к Китаю. Он известен еще с середины 90-ых годов. Несмотря на это в вопросе реализации его нет никакого продвижения. Дело в том, что этот газопровод должен проходить по территориям таких нестабильных стран, как Афганистан и Пакистан и дойти по Индии. Однако учитываю гражданскую войну в Афганистане, террористические акты в Пакистане и сложные отношения между Пакистаном и Индией, реализовать данный проект весьма и весьма сложно.
«Вопросы, касающиеся безопасности, финансирования, определения основного подрядчика: все это так и не решенные вопросы за последние 20 лет. И хотя, скажем, Афганистан обещает предоставить для безопасности газопровода 12 тыс. человек, в 2014 году войска Талибан стали контролировать северные районы Афганистана, соседствующие с Туркменистаном, по которым теоретически должен был пройти газопровод. Поэтому о реализации данного проекта в скором времени говорить не стоит. Насколько мне известно, присоединение к проекту ТАПИ в повестке дня у Казахстана нет. К тому же, такое присоединение требует определение рынков, согласование с потенциальными покупателями объемов газа, которые будут экспортироваться, согласование о выделении квоты в газопроводе для экспорта казахского газа, который к тому же конкурировал с туркменским, целесообразность в ценовом аспекте и вопросах безопасности. Каких-либо явных плюсов для Казахстана в случае присоединения к этому проекту не наблюдаются», - отметил он.
Золотое дно Каспия
Эксперты считают, что с такими же сложностями может столкнуться и транскаспийский трубопровод, против которого активно выступает Россия, не вызывает восторга он и в Иране. К тому же остается под вопросом правомерность прокладки трубопроводов по дну Каспия.
Между тем, ведущий эксперт Фонда "Наследие" по проблемам России, Евразии и международной энергетической политике Ариэл Коэн считает, что Европа рассматривает каспийские энергоресурсы в качестве возможной альтернативы России, которая доминирует сейчас на европейском газовом рынке.
«Для создания такой системы поставки газа из Каспийского региона сегодня существует заинтересованность европейских, американских, а также региональных лидеров, и международных и региональных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, ЕБРР и Азиатский банк развития», - сказал г-н Коэн.
Глава исследовательской группы "Глобальные проблемы" Германского института международной политики и безопасности Фридеман Мюллер подчеркнул, что Каспийский регион является одним из немногих в мире, который все еще может увеличить свою добычу нефти и природного газа.
80 % углеводородного запаса на шельфе находятся в отложениях, которые залегают на глубине свыше 3000 метров, а также в плохо изученных зонах нефтегазонакопления, поэтому еще много газовых и нефтеносных открытий возможны на каспийском шельфе - особенно в Средне-Каспийском и Южно-Каспийском бассейнах.
Правила комментирования
comments powered by Disqus